В Амурской области 24 июля потерпел крушение самолёт Ан-24 авиакомпании «Ангара», летевший из Благовещенска в Тынду. Подробнее об этом читайте в нашем материале.
Рассказываем, что представляет собой самолёт Ан-24 и сколько таких бортов осталось в эксплуатации.
Ан-24 разработан в конце 1950-х годов
История самолёта начинается в конце 1950-х годов. В соответствии с постановлением Совета министров от 18 декабря 1957 года в СССР началась разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24.
Целью его создания являлась перевозка пассажиров на местных линиях. Согласно заданию, самолёт должен был перевозить пассажиров на расстояние до 2,6 тысячи километров и развивать скорость до 450 километров в час. Генеральным конструктом стал известный специалист Олег Антонов. Работа велась в Опытном конструкторском бюро в Гостомеле (под Киевом), позднее получившем известность как «Национальное объединение „Антонов“».
Первый полёт Ан-24 выполнил в октябре 1959 года. В 1961 году проведены заводские и государственные испытания нового лайнера. Серийное производство самолёта стартовало во второй половине того же года.
Эксплуатация Ан-24 с пассажирами началась в 1962 году
В сентябре 1962 года самолёт Ан-24 выполнил первый технический рейс, но с пассажирами. Буквально через месяц началась эксплуатация самолёта, задействованного на маршруте Киев — Херсон.
При СССР Ан-24 стал одним из самых востребованных самолётов. Данная машина обеспечивала треть всего пассажирооборота в стране, поскольку лайнер мог совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунтовые взлётно-посадочные полосы.
При этом самолёт вмещает от 48 до 52 пассажиров.
В СССР выпущено более 1200 самолётов Ан-24
Серийное производства Ан-24 продолжалось 17 лет — с 1962 по 1979 год. За это время выпущено более 1200 машин.
В начале 1970-х годов производство лайнера налажено в Китае. Там самолёт выпускался под названием Xian Y-7. По некоторым данным, в КНР собрано около 150 самолётов данного типа.
Таким образом, общее количество выпущенных Ан-24 и его китайского варианта Xian Y-7 составляет без малого 1400 единиц.
Кто сейчас эксплуатирует Ан-24
Крупные российские авиакомпании давно отказались от эксплуатации Ан-24. Ныне его используют мелкие авиаперевозчики. Среди них — «Ангара» (чей самолёт разбился сегодня под Тындой), «Комиавиатранс», «Алроса», «ИрАэро», «КрасАвиа», «Хабаровские авиалинии», «Полярные авиалинии», «ЮТэйр Карго» и «Якутия».
Самолёт продолжают использовать зарубежные перевозчики. Это казахстанская авиакомпания «Южное небо», северокорейская Air Koryo и украинская «Мотор Сич» (с февраля 2022 года не летает).
Согласно неточным данным, всего в России, Казахстане, КНДР и на Украине эксплуатируется 59 самолётов, причём 45 из них — в РФ.
У «Ангары» имеется 11 самолётов Ан-24
В парке авиакомпании «Ангара» по состоянию на июнь 2025 года зарегистрировано 11 лайнеров Ан-24. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на данные Росавиации.
«АО „Авиакомпания „Ангара“. Модели и количество воздушных судов: Ан-24РВ (11)», — отмечено на сайте Росавиации.
Флот перевозчика состоит из трёх самолетов Ан-26-100 и вертолётов Ми-8 (1 единица), Ми-8АМТ (4 единицы), Ми-8МТВ-1 (1 единица), Ми-8Т (8 единиц).
«Ангара» обеспечивает регулярные пассажирские рейсы в Иркутской области, Забайкальском крае и Бурятии. Авиакомпания осуществляет чартерные и заказные рейсы по другим направлениям.
Авиакатастрофы с Ан-24
За всю историю эксплуатации лайнера в результате катастроф и серьёзных аварий с ним потеряно 175 самолётов. В них погибло почти 2,3 тысячи человек.
Срок эксплуатации оставшихся Ан-24 продлевался до 60 лет. Их можно использовать до 2030-х годов. Однако эксперты говорят, что расходы на обслуживание постоянно растут. Непросто выглядит ситуация с лётным составом.
Планируется, что на смену Ан-24 должен прийти Ил-114-300, чьи лётные испытания возобновлены в марте 2024 года. В 2025 году проводятся сертификационные полёты. Завершение сертификации запланировано на осень 2025 года.
Авиаэксперт Романов: надёжность Ан-24 зависит от обслуживания
Эксперт в сфере авиации Александр Романов в интервью «Ридусу» заявил, что надёжность самолёта Ан-24 во многом зависит от того, как авиакомпании его обслуживают.
«Ан-24 — машина не новая. Выпуск таких самолётов прекращён в 1979 году. Надёжность данных машин во многом зависит от их обслуживания. К сожалению, оптимизма в этом плане не испытываю. Запчасти у нас на все виды самолётов добываются с большим трудом. Часто попадается фальсификат. Огромную роль играет владелец. Если он вкладывает в содержание авиапарка минимум средств, преследуя исключительно коммерческие интересы, то со временем его самолёты перестают быть надёжными», — пояснил специалист.