Экономика

В ремонт или на свалку: можно ли починить франко-германский двигатель ЕС?

0 2125

«Когда Франция и Германия продвигаются, вся Европа продвигается. Если они этого не делают, всё останавливается», — так выразился бывший президент Франции Жак Ширак почти четверть века назад на одной из периодических встреч лидеров двух крупнейших государств — членов ЕС.

Что бы сказал скончавшийся в 2019 году политик о текущем состоянии знаменитого франко-германского двигателя? По оценкам The Guardian, сегодня подобный механизм выглядит не столько шатким, сколько полностью разрушенным.

В минувшую пятницу Эммануэль Макрон назначил новым премьер-министром верного союзника-центриста Франсуа Байру, который в этом году станет четвёртым премьер-министром Франции. Перед ним встанет непростая задача — попытаться сформировать стабильное правительство после краха на прошлой неделе самой недолговечной администрации страны с 1958 года.

Президент Франции Эммануэль Макрон. © flickr.com / Jacques Paquier

Тем временем дефицит государственного сектора Франции в этом году превысит 6,1% ВВП. Это более чем вдвое превышает лимит еврозоны. Государственный долг составляет 110% ВВП и продолжает расти. Рынки облигаций в этом месяце оценили Францию как чуть менее кредитоспособную, чем Греция.

Текущая неделя началась вотумом недоверия канцлеру Германии Олафу Шольцу. Находившаяся у власти последние три года раздробленная левоцентристская коалиция рухнула в прошлом месяце под тяжестью собственных идеологических противоречий и давлением многочисленных кризисов.

Кто бы ни стал канцлером после досрочных выборов 23 февраля, ему придётся решать проблемы крупнейшей экономики Европы, которая из локомотива региона превратилась в главный тормоз с наихудшими показателями. Германия страдает от высоких затрат на электроэнергию и рабочую силу, бюрократии, разрушающейся инфраструктуры и медленной цифровой экспансии.

Замедление темпов роста в отношениях с ключевым торговым партнёром в лице Китая тоже нанесло удар по немецкому экспорту, который традиционно являлся сильной стороной. При этом важнейшая автомобильная промышленность сталкивается с угрозой повышения тарифов в США при Дональде Трампе.

Учитывая, что до июля Франция не сможет провести новые парламентские выборы, а Германия может до июня остаться без нового правительства, политическая лихорадка в верхах двух наиболее влиятельных стран ЕС неизбежно повлияет на процесс принятия решений в Брюсселе.

Париж и Берлин рассматриваются как главная ось влияния ЕС, определяющая политику и основные направления его повестки. Поскольку обе столицы не в состоянии принимать важные политические решения из-за отсутствия сильных правительств, блок может застрять в трясине на месяцы и более.

Параллельные экономические и фискальные проблемы двух ведущих стран окажут серьёзное влияние на весь блок. Некоторые аналитики полагают, что две его крупнейшие экономики, на долю которых приходится 41% всего ВВП содружества, в 2025 году столкнутся с экономическим спадом. Подобный прогноз особенно актуален на фоне возвращения в Белый дом Трампа с его политикой «Америка превыше всего».

Германия: риск обманутых надежд

Когда в прошлом месяце правительство Германии потерпело крах, наблюдатели удивились не столько его падению, сколько тому, что оно просуществовало так долго. Оптимисты надеются, что последние события дают стране жизненно важный шанс на обновление. Экономисты сомневаются в этом.

«Нынешняя экономическая модель Германии, в которой поставки дешёвого ископаемого топлива и производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания играют центральную роль, кажется устаревшей. Но политики редко осмеливаются открыто говорить об этом. Я скептически отношусь к тому, что в ближайшем будущем начнётся что-то новое», — говорит политолог из Университета Майнца Кай Арцхаймер.

Создание нового правительства среднего уровня может привести к тому, что обманутые надежды и иллюзии окажутся ядовитой смесью. Об этом предупреждает директор аналитического центра Академии политического образования в Баварии Урсула Мюнх.

По её словам, ожидания электората, корпораций и СМИ слишком высоки с учётом текущего кризиса в Германии и многолетнего уклонения от решения насущных структурных проблем. Их решение в условиях такого общественного давления станет непосильной задачей для любого правительства.

С другой стороны, формирующийся консенсус в отношении того, что Германии необходимо решительно бороться со своими слабостями, может предоставить убедительный мандат прямолинейному канцлеру с достаточным большинством голосов.

«Это придало бы мне уверенности, что немцы снова станут более оптимистичными и будут больше доверять демократии», — уточнила эксперт.

Франция: временное решение

Франция переживает худший период политической нестабильности со времён Второй мировой войны. Во многом это связано с решением Макрона распустить парламент после того, как его центристские силы потерпели сокрушительное поражение от крайне правого Национального объединения Марин Ле Пен на европейских выборах этой весной.

По итогам выборов парламент разделился на три примерно равных и противоборствующих блока: широкие левые, центристы и правые с ультраправыми экстремистами. Особенно важно, что ни один из них не обладал даже отдалённым парламентским большинством. В результате за несколько месяцев страна пережила смену уже двух премьер-министров.

При этом парламентская арифметика остаётся прежней. Похоже, Макрон «готовится заключить более стабильный правительственный пакт с консерваторами, социалистами, коммунистами и зелёными», которые «готовы идти на компромиссы и избежать ещё одного правительства, отданного на милость республиканцев», считает Райм Момтаз из аналитического центра Карнеги в Европе.

Но это лишь временное решение, добавляет эксперт. У Макрона по-прежнему нет решения, способного обратить вспять всплеск популярности Ле Пен, которой она пользуется с 2017 года, и ее значительные шансы быть избранной президентом в 2027 году.

Марин Ле Пен. © wikipedia.org

Между тем, тот факт, что причиной краха уходящего правительства стало сокращение бюджетных расходов, главной целью которого было частичное восстановление пошатнувшихся государственных финансов Франции, вряд ли сулит что-то хорошее для решения её финансовых проблем.

Но похоже, страна усвоила урок, что ей необходимо «надёжное и медленное ужесточение бюджетной политики», отмечает экономист Джон Спрингфорд из Центра европейских реформ. Германия, которая нуждается в реформах налоговой системы и рынка труда, в государственных инвестициях для увеличения расходов, ещё не сделала этого шага, уточнил он.

Евросоюз: осторожный оптимизм

По поводу влияния внутренних проблем крупнейших экономик на весь блок некоторые аналитики проявляют осторожный оптимизм.

«Преждевременно думать, что Франция и Германия находятся в упадке. Ко второй половине следующего года мы должны увидеть обновление франко-германского двигателя», — говорит Муджтаба Рахман из консалтинговой компании Eurasia Group.

Перенос выборов в Германии на февраль он считает «очень позитивным событием», поскольку уже в начале года в стране будут «ясность и более сплочённая коалиция», а Мерц и Макрон станут более солидарными в решении важных вопросов, чем Макрон и Шольц.

Внутренние проблемы Макрона не исчезнут в одночасье.

«Но, похоже, существует чувство национальной ответственности за формирование правительства, принятие бюджета и обеспечение минимальной стабильности, в которой нуждается Франция и которая нужна Европе от Франции», — сказал эксперт.

По его словам, самое главное, что Трамп 2.0 «придал вес и убедительность всему, что Макрон говорил о безопасности, обороне и стратегической автономии». Тандем Парижа и Берлина «будет укреплён, а с новым, улучшенным руководством ЕС эти люди дадут Европе наилучший шанс смягчить худшее из того, что может произойти».