Образование

Рособрнадзор рассмотрел идею ввести арабский язык в российских школах

0 16135

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Анзор Мусаев заявил, что образовательные ведомства рассматривают возможность преподавания арабского языка в школах России.

Выступая на Фаизхановских чтениях в московской соборной мечети 17 декабря, Мусаев отметил, что предложения о преподавании арабского языка отдельным предметом поступали от Духовного управления мусульман РФ.

«Мы открыты для Востока, и не только для Китая, что подтверждают контакты на самом высоком уровне. Ранее в России побывал министр образования ОАЭ и выразил заинтересованность в том, чтобы у них открывались русские школы, а в России изучался арабский язык. Они готовы поучаствовать в этом и оказать методическую помощь», — цитирует Мусаева «Коммерсантъ».

Глава Рособрнадзора добавил, что арабский может быть включён в перечень ЕГЭ наряду с китайским языком, который удалось интегрировать в систему госэкзаменов за пять лет. Благо, по данным Минпросвещения, программы по обучению преподавателей арабского языка действуют в пяти российских вузах и по ним обучаются более 500 студентов.

«Введение в школах арабского языка в качестве иностранного актуально не только для регионов со значительным числом граждан, исповедующих ислам, — Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана и других, но и для крупных мегаполисов и городов-миллионников», — считают в Духовном управлении мусульман РФ.

Декан переводческого факультета МГЛУ доцент кафедры восточных языков Екатерина Похолкова тоже считает преподавание арабского в школах полезным, и не только для регионов, где мусульмане составляют большую часть населения.

«Родители чутко реагируют на изменения в повестке, обращают внимание, где развивается бизнес. Поэтому начинают проявлять к арабскому интерес. Не удивлюсь, если он станет конкурентом китайскому», — сказала Похолкова.

У арабского в школе есть и противники. Среди них — член Совета по правам человека РФ Кирилл Кабанов, опасающийся, что язык Корана в школах национальных республик «только вобьет клин в единство народов России», особенно если для него не хватит светских педагогов.

«Арабский может привести к усилению экстремистских и радикальных мусульманских настроений и росту влияния небезопасных арабоязычных ресурсов. <...> Для развития международного сотрудничества с арабскими странами надо укреплять востоковедческие программы в университетах, школы же могут вполне ограничиться факультативами», — считает Кабанов.

Но, по данным замдекана филфака РУДН Натальи Дубининой, случаев реального перехода в ислам, тем более в радикальный, из-за изучения арабского очень мало, а экстремистскую пропаганду под видом обучения языку можно пресечь, «если введут федеральные образовательные стандарты и разработают пособия, подготовят специалистов, которым можно доверить детские души».

В этом году в Московском физико-техническом институте провалилась попытка ввести обязательное обучение китайскому языку. Студенты и преподаватели физтеха потребовали вернуть себе право выбора между английским, китайским и испанским языками и добились своего.