Наука и техника

В России изобрели систему защиты авиапассажиров

5 5479

Российский ученый, автор 102 изобретений, 11 инновационных проектов, в том числе в сфере авиабезопасности, — Гамид Халидов предложил уникальную систему катапультирования пассажиров.

Изобретатель рассказал в интервью РСН, что запатентованная им еще в 2000 году система предполагает установку во фюзеляж авиалайнера отделяемых модулей. По расчетам Халидова, в случае угрозы крушения эти блоки герметизируются, катапультируются и благополучно приземляются благодаря вмонтированным парашютам.

По его словам, каждая капсула должна изготавливаться «из углепластика, самых современных, твердейших, негорючих материалов», а вес таких модулей в одну-две тонны не приведет к перерасходу топлива.

«Летит самолет на высоте 10 тысяч метров, двигатель у него взорвался, и ясно, что через минуту-полторы наступит конец, — объяснил принцип работы системы Халидов. — В этот момент ЭВМ включает специально разработанную систему… Начинается команда — передняя, задняя капсулы отделяются, у пилотов капсула тоже есть, и в этот момент система понимает, дается команда, фюзеляж разрезается по контуру удаленно, это называется удаленный кумулятивный снаряд. Они за сотую долю секунды вскрывают фюзеляж самолета, и капсулы в следующую секунду принудительно выводятся».

Он отмел, что стоимость предложенной им индивидуальной системы защиты авиапассажиров составит 5−7% стоимости самолета. При этом Халидов заявил, что в случае реализации данной системы шансы пассажиров на выживание при любых ЧП будут составлять 99%.

«У нас 85−90% аварий бывает на старте или на посадке, а тут именно скоростная разрезка, скоростной вывод парашюта», — добавил ученый, пожаловавшись, что в Росавиации игнорируют его систему спасения пассажиров.

Некоторые специалисты, по данным LifeNews, к изобретению Халидова также относятся скептически.

Например, конструктор и кандидат военных наук Игорь Табачук считает, что лишние две тонны, которые будет весить новая система, — слишком большая нагрузка для самолета. Он отметил, что эту систему «не воплотить».

«Даже навскидку можно сказать, что она очень тяжелая. Это фактически бронекапсула. Зачем вставлять в самолет какие-то модули, если сам фюзеляж можно использовать как капсулу», — пояснил Табачук, добавив, что все существующие на сегодняшний день технологии для спасения пассажиров самолетов — «это предел возможностей».