Авто Город Общество

В России начнется охота на «дорожных агрессоров»

3 2617

МВД подготовило поправки в Правила дорожного движения, которыми предусматривается введение термина «опасное вождение». Проект изменений размещен на сайте http://regulation.gov.ru/ для общественного обсуждения. В четверг на круглом столе в Москве его обсудили эксперты в области организации дорожного движения и общественные защитники интересов автомобилистов.

Новый термин в ПДД

Согласно проекту под «опасным вождением» подразумевается неоднократное совершение одного или нескольких действий, связанных с нарушением правил дорожного движения. В числе таких правил требование уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдении бокового интервала, необоснованное резкое торможение или препятствование обгону. В ряде случаев все это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации, говорится в документе.

Введение термина «опасное вождение» предусмотрено правительственным планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий. По данным МВД, в 2014 году в России было зарегистрировано более 200 тыс. ДТП, в которых погибло 27,1 тыс. и ранено 252,8 тыс. человек. При этом анализ статистических данных показал, что основной причиной ДТП является нарушение правил ПДД (почти 87% от общего количества происшествий).

Эксперты в целом согласны с необходимостью отрегулировать поведение автомобилистов на дороге, но опасаются, что в такой формулировке опасным может оказаться практически любой водитель, что создаст определенное поле для злоупотреблений со стороны представителей ГИБДД.

В частности, за троекратное нарушение правил предполагается лишать прав на три года. При этом не оговаривается конкретный временной интервал. Получается, что данное правило действует бессрочно, и если человек три раза за всю жизнь забыл, например, включить поворотник при перестроении, он на год лишается прав. Между тем любой может совершать такого рода ошибки по невниманию, без злого умысла. А по логике наказание должно быть направлено на тех, кто намеренно провоцирует опасные ситуации на дороге.

«Между опасным вождением и агрессивным большая разница. И надо выделить тех людей, которые ведут себя на дороге именно намеренно агрессивно. А данные предложения, по сути, направлены на обычных людей», — поясняет автоэксперт, автор и разработчик экзаменационных билетов и тематических задач по Правилам дорожного движения Геннадий Громаковский.

Опасный или агрессивный?

С тем, что агрессивных водителей придется разделять на тех, кто проявляет агрессию осознанно и неосознанно, согласен заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев. По его словам, такие исследования уже проводились, и в обоих случаях можно выделить несколько причин подобного поведения. Если говорить о неосознанной агрессии, их три.

Первая: плохое обучение водительскому делу. «В отличие от России, в большинстве стран Европы обучение вождению автомобиля отнесено к тяжелой и социально ответственной работе», — отмечает эксперт.

Вторая причина: особенности психотипа человека. «Если ввести серьезный психофизиологический мониторинг водителей по их фундаментальным ограничениям типа мышления, выяснится, что некоторые водители по новым правилам категорически должны отстраняться от вождения транспортных средств, и технология выявления таких людей существует, вопрос только во времени, когда это можно применять», — говорит Жанказиев.

Третья причина неосознанной агрессии: интегральная усталость человека. Тот, кто длительное время проводит за рулем, подвергается серьезному стрессу, который состоит из трех типов усталости — ментальной, эмоциональной и физиологической. И на каком-то рубеже он просто теряет связь с реальностью и подвержен различным провокациям. Иными словами, неадекватно реагирует на поведение настоящего агрессора.

Настоящие агрессоры, в свою очередь, тоже делятся на две группы. Первая — это нигилисты, которые нарушают из принципа, просто потому, что такова их жизненная установка. И таких сегодня в транспортном потоке насчитывается до 0,8%, правда, в узком коридоре от обеда до 20 часов вечера, и не все регионы России ученые успели проанализировать с этой точки зрения. Но в любом случае, 80 из тысячи — это немало!

Вторая группа, возможно, еще более опасна. Это люди, которые умеют вести себя агрессивно и антиобщественно, формально не нарушая правил. «С точки зрения буквы действующих ПДД они могут это делать в тех стандартах поведения, которые могут быть оспорены в их пользу», — поясняет эксперт. Речь идет о таких пунктах, как соблюдение дистанции, скорость движения, интенсивность разгона и т. д. То есть те случаи, когда выбор остается за водителем в расчете на его ответственное поведение.

Таких осознанных нарушителей надо подводить под уголовную ответственность, полагает Жанказиев. Он отмечает, что в УК уже есть понятие «вредительство». «Если мы оценим, каково разрушающее воздействие агрессивных людей и лидеров-провокаторов на транспортный поток с точки зрения денег, мы поймем, что это вредительство в чистом виде», — резюмирует он.

Кого накажут?

Но согласно предложенным поправкам агрессором, по сути, можно будет назвать любого водителя. Человек два раза перестроился в плотном потоке, случайно забыл включить поворотник, и вот он уже опасный водитель. Кроме того, на дороге постоянно возникают различные спорные с точки зрения ПДД ситуации. Простое перечисление нарушений правил и указание на их неоднократность — это субъективная формулировка, которая оставляет на волю сотрудника ГИБДД решение вопроса о том, идет ли речь об опасном вождении или простом нарушении пункта правил. Это создает предпосылки для коррупции и произвола.

«В материалах нет ни одного упоминания о том, как должна доказываться вина человека», — отмечает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. По словам экспертов, нельзя в этом деле полагаться лишь на слова инспектора патрульно-постовой службы. Многим автолюбителям хорошо знакома стандартная формулировка суда при рассмотрении дел о нарушении ПДД — «нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД». Такие дела безразличная судебная система рассматривает пачками, даже не вчитываясь и не углубляясь в обстоятельства.

Чтобы избежать субъективности в толковании, закона необходимо в качестве обязательного доказательства использовать не только свидетельские показания, но и фото-видеоматериалы. Также следует более четко прописать в нем параметры, по которым будет определяться «опасный водитель». Например, прописать не просто неоднократность, а несколько одновременных нарушений, или ограничить срок, в котором они были отмечены. Потребуются четкие формулировки и по другим требованиям ПДД. Например, какая дистанция между автомобилями должна считаться безопасной и т. д. «Только после этого можно осторожно начинать вводить эту практику, и, может быть, сначала в каком-то одном регионе. Иначе масштаб злоупотреблений может быть очень велик», — предупреждает Петр Шкуматов.

В свою очередь глава ГИБДД России Виктор Нилов пояснил, что вопросы правоприменения понятия «опасное вождение» пока даже не обсуждаются, и выразил готовность выслушать и учесть предложения экспертного сообщества по уточнению формулировок. «Пока мы говорим о том, принимать ли сам подход к термину „опасное вождение“. Примем — будем работать над законодательством: кто, как и какими мерами будет его применять. Несмотря на то что мы уже вбрасываем информацию о правоприменении, мы делаем это лишь для того, чтобы посоветоваться», — пояснил он.

По словам Нилова, у его ведомства нет желания создавать инструмент для шантажа водителей. «Нам очень важна сегодня позиция всех участников движения. И нас никто никуда не подгоняет: давайте обсуждать, как решить вопрос оптимальным образом. Если текущего обсуждения недостаточно и это потребует новых сроков и обсуждений, мы готовы», — добавил Нилов.