Минтруд запускает экспериментальный проект по борьбе с бедностью. В очередных майских указах президента было велено снизить ее в два раза. Для начала в восьми регионах страны власти попытаются персонифицировано выявить семьи с низкими доходами, чтобы затем построить для них «траектории выхода из малообеспеченности», сообщил в пятницу министр труда Максим Топилин.
Эта работа начнется в 2019 году. Экспериментировать согласились Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Нижегородская, Ивановская, Липецкая, Томская и Новгородская области. В этих регионах министерство будет отрабатывать технологию выявления бедных семей на основании данных субъектов и государственной статистики, и выходить на оказание им адресной помощи «на основе социального контракта», пояснил глава ведомства.
Основная цель пилотных проектов — провести всесторонний анализ причин бедности, разработать на примере участвующих в эксперименте субъектов Российской Федерации эффективные универсальные механизмы, направленные как на увеличение доходов граждан, так и на снижение бедности, уточнили в пресс-службе Минтруда.
Если все пойдет хорошо, примерно в 2021 году новую технологию «развернут по всей стране». Для этого будет использована единая государственная информационная система социального обеспечения, добавил министр. Он также отметил, что планируется совместно с Минфином проработать вопрос о том, чтобы социальный контракт определенным образом поддерживался из федерального бюджета. Пока это компетенция регионов, напомнил министр. При этом он отметил, что 65−70% бедных «ячеек общества» — это семьи с детьми.
Шаг в правильном направлении
Любые государственные инициативы по борьбе с бедностью можно только приветствовать, отмечают опрошенные «Ридусом» эксперты. Сейчас этот показатель находится на подъеме. В тучные годы постепенный рост доходов населения снизил уровень бедности с 29% в 2000 году до 10,7% в 2012 году. Затем грянул кризис, доходы опять стали снижаться, а уровень бедности — расти, и к 2016 году дорос до 13,5%.
«За последние два года практически ничего не изменилось, наоборот, продолжает расти закредитованность населения и снижение уровня доходов», — посетовал эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.По его словам, начало беседы о бедности в России — это шаг в правильном направлении. И проект Минтруда, пусть даже экспериментальный, уже вселяет надежду на то, что власти стараются что-то сделать с этой проблемой.
Наиболее целесообразным эксперт считает выявление причин бедности. Это может быть, например, отсутствие должного образования у членов семьи, что не позволяет им устроиться на высокооплачиваемую работу. В таком случае государство должно помочь в повышении квалификации, или поспособствовать получению необходимых знаний и навыков. Возможно, человек в принципе не может работать по состоянию здоровья, а средств на лечение нет. Тогда нужны иные механизмы поддержки.
Эксперимент вместо мегапроекта
Шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв радуется тому, что власти решили экспериментировать с пилотными регионами, вместо того, чтобы годами разрабатывать некий универсальный мегапроект в уже готовом виде, надеясь, что в нём удастся заранее учесть и охватить все детали.
«Очень многие интересные инициативы, предлагаемые экспертами или самим правительством, можно было бы проверять на эффективность подобным же образом, тестируя их на самых проблемных регионах», — рассуждает эксперт.Намерение задействовать единую государственную систему социального обеспечения он тоже одобряет. Это может облегчить жизнь нуждающимся семьям, избавив их от необходимости самостоятельно проходить круги бюрократического ада со сбором множества справок, без большей части которых можно было бы спокойно обойтись.
«Почти все требуемые обычно в справках данные о жилье, о составе семьи, выписки из домовой книги и трудовой, и даже сведения о доходах легко можно было бы получить через единую электронную базу. В нее можно было бы включить и выборочные сведения из налоговой инспекции (при уплате налогов ниже определенного уровня)», — поясняет Пушкарев.При таком подходе нуждающиеся семьи можно выявлять не только явочным путем, когда сами бедняки подают заявления, а непосредственно из единой базы. И приглашать их на личную беседу уже после нескольких уточняющих вопросов от органов соцзащиты (в том числе, по телефону).
«Централизованный сбор таких сведений можно и анализировать для выявления причин бедности, и применять для оказания адресной помощи. Вот если эти пожелания в новых проектах действительно будут учтены в полной мере, тогда работа по оказанию адресной помощи может быть эффективной», — считает аналитик.Вместе с тем он отмечает, что всерьёз проблема бедности может быть решена только созданием достойно оплачиваемых рабочих мест. Наивно полагать, что справиться с этим явлением удастся по большей части за счёт государственных пособий. Необходимо способствовать развитию малого и среднего бизнеса, чтобы дать людям возможность накормить самих себя и создать рабочие места для других.
Эксперименты вместо реформ
Если бы российские власти имели высокий процент реализации намеченных планов, то инициативу Минтруда можно было бы оценить, как долгожданный разворот государства к внутренним проблемам, отмечает главный аналитик ООО «ЦАФТ» Антон Быков. Но объявленный эксперимент подразумевает разработку методики определения бедных, затем разработку методики помощи, затем реализацию и только затем, если это будет иметь успех, распространение на федеральном уровне. Такие инициативы, как правило, запутываются в бюрократической государственной системе, подчеркивает эксперт.
«Если бы власти действительно интересовало развитие не только экспортно-сырьевой части экономики, но и той, которая работает на внутренний рынок, то мы бы видели не эксперименты, а масштабные социально-экономические реформы. Но пока особых изменений в структуре доходной части российского бюджета не происходит, никакого смысла в реформах нет», — констатирует он.По мнению Быкова, действия властей — это, скорей, попытка латать дыры в уже выстроенной государственной системе. И в данном случае эта дыра находится в карманах граждан. По оценкам РАНХиГС, 22% россиян считают себя бедными и еще 35,6% находятся в зоне риска, то есть могут в любой момент также попасть в список бедняков. Это значит, что более половины жителей страны находятся в очень плохом финансовом положении.
«Если бы в России была не экспортно-сырьевая модель экономики, а скажем основанная на потребительском секторе как в США, Еврозоне, Великобритании и других экономически развитых странах, то при таких показателях благосостояния граждан у нас фиксировался бы жесточайший кризис. А так только уникальные явления — бедные работающие люди», — заключает аналитик.