Рабочих рук в России становится все меньше. За 2019 год численность экономически активного населения в стране сократилась на 792,2 тысячи человек (минус 1%, по сравнению с предыдущим годом), сообщило Минэкономразвития.
При этом уменьшается и количество занятых в экономике, но менее быстрыми темпами — на 598,6 тысячи человек. Зато безработица продолжает обновлять исторические минимумы — 4,6% (против 4,8% год назад). Также, по версии МЭР, сокращение предложения трудовых ресурсов оказало поддержку динамике заработных плат: за январь — ноябрь они выросли на 7,2% в номинальном выражении и на 2,5% — в реальном.
«При этом, в отличие от предшествующего года, когда на динамику заработных плат оказывало влияние выполнение обязательств по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в 2019 году опережающий темп роста заработных плат наблюдался во внебюджетном секторе», — пишет МЭР в докладе «Картина деловой активности» за январь.
Консервация стагнации
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusСокращение рабочих рук — часть естественного демографического процесса, по сути, эхо войны, напоминает заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. Сейчас на рынок труда в России выходит очень малочисленное поколение 1990-х, а уходит очень многочисленное послевоенное поколение бэби-бумеров. И с этим страна будем жить еще как минимум до 2025 года.
Для простых граждан в ситуации теоретически сплошные плюсы: чем меньше на рынке труда людей, тем ниже безработица и выше зарплаты. Но пока россияне имеют лишь низкую безработицу. А вот с зарплатами все несколько сложнее. В определенной мере демографический фактор их поддерживает. По мнению экспертов, официальные данные о росте реальных зарплат на 2,5% вполне похожи на правду.
Но это не тот рост, который люди считали бы значимым, — констатирует Назаров.Расти быстрее и выше зарплатам мешает не слишком благоприятный бизнес-климат. Если бы он был лучше и в страну активно шли инвестиции, создавался бы новый бизнес, при такой же очень низкой безработице наблюдался бы еще и энергичный рост доходов у населения. Пока же приходится утешаться только высоким уровнем занятости.
Зато сокращение рабочей силы полностью нивелирует издержки от повышения пенсионного возраста, поскольку количество людей, которые в результате этой меры задерживаются на рынке труда (в прошлом году около 50 тысяч человек), все равно многократно меньше тех, кто его покидает вследствие старения населения.
У этого фактора есть и плюсы, и минусы. Демографическая структура в России способствует некоей стабильности: и расти тяжелее, но и не падаем, — говорит аналитик.Вопросы эффективности
© Оксана Викторова/Коллаж/RidusДемографический провал дает бизнесу возможность сокращать работников, которые не приносят экономической выгоды, считает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г. В. Плеханова Константин Ордов. Ранее в силу определенной социальной политики и требований к социальной ответственности бизнеса (в том числе административными методами со стороны государства) приходилось их трудоустраивать. Между тем бизнес сегодня находится не в лучшей форме, и подобная нагрузка для него тяжела.
С другой стороны, компаниям все острее не хватает высококвалифицированных кадров, соответствующих потребностям сегодняшнего дня. Спрос на представителей современных профессий растет, а сами работники в условиях низкой безработицы не готовы переучиваться. И работодателям приходится брать тех, кто есть, чтобы самим их переучивать, тратя на это силы и ресурсы.
Но расслабляться все-таки не стоит, предупреждает эксперт. Эта ситуация может стимулировать компании активнее внедрять автоматизацию, менять неквалифицированных работников на роботов. И тогда даже символический рост зарплат может запросто прекратиться. Впрочем, аналитик полагает, что большинство россиян его и так не заметили, а для бюджетников, скорее всего, это вылилось в некое перераспределение премий в фонде оплаты труда. То есть фактически на руки большинство россиян вряд ли стали получать больше, но статистически не подкопаешься.
Государство готово любыми способами обеспечить низкую безработицу, но это приводит к сохранению неэффективных рабочих мест в неэффективных отраслях, где мы не можем рассчитывать на какое-то существенное увеличение зарплаты, — сетует эксперт. — Надо кардинально менять приоритет отраслей в экономике. Это будет связано и с переобучением людей, и с массовыми сокращениями ради того, чтобы работники могли найти себя в более эффективных секторах с большей добавленной стоимостью и с большей оплатой труда.Вот тут встанет и вопрос с увеличением пенсионного возраста. Насколько зрелые люди, которые имеют достаточно устаревшие компетенции, способны переучиться, насколько они будут востребованы и чем им до пенсии себя занять?