Разговоры о создании в России своего аналога «Золотого глобуса» велись ещё с января. Союзу кинематографистов определённо не нравится, что у нас уже есть одна такая премия — «Белый слон», присуждаемая Гильдией киноведов и кинокритиков с 1998-го года. Просто те кинокритики — не самые правильные критики, ибо многие из них открыто противостоят руководству СК во главе с Никитой Михалковым. К тому же их слишком мало на такую огромную-то страну: в Экспертный совет, определяющий лауреатов, входит менее полусотни человек. Короче, не та позиция, не тот размах — так было принято решение о создании новой премии, чтобы в Год российского кино лишний раз подтвердить: российское кино существует — ведь как ему не быть, коли есть такая отличная награда!..
Фильм «Парень с нашего кладбища» — номинант на премию «Резонанс»
Довольно быстро все эти разговоры поутихли — и в марте, как изначально планировалось, торжественную церемонию почему-то не провели. Теперь её вдруг — внезапно! — назначили на 4-е октября, призвав всех заинтересованных лиц срочно зарегистрироваться и проголосовать.
Заинтересованные лица — это «сообщество работающих во всех регионах России профессиональных кинокритиков, киножурналистов и постоянно пишущих о кино блогеров». Именно им предстоит в ближайшие дни «выявить и поощрить наиболее перспективные тенденции в развитии отечественного кинематографа путём оценки отечественных кинопроизведений по их художественному, образовательному, зрелищному и технологическому уровню» (здесь и далее — выдержки из выложенных на официальном сайте документов).
Кстати, назвали новую премию «Резонанс» — памятуя о том «общественном резонансе», который вызывают, как правило, хорошие отечественные картины. Кто голосовал за это название — неизвестно, но весьма прискорбно, что эти люди даже не удосужились набрать его в поисковике. Потому как в России уже вручается премия «Резонанс» — но другая: она поощряет молодых музыкальных критиков, пишущих об академической музыке и музыкальном театре. Велик и могуч русский язык, но при всём богатстве выбора в стране теперь будет два «Резонанса»: один — для критиков, другой — от критиков. Смотрите, не перепутайте!
Фильм «Он — дракон» — номинант на премию «Резонанс»
Дабы не давать своим критикам большой воли, новая премия СК не будет вручаться ни лучшему актёру, ни лучшей актрисе — ни всем прочим «лучшим», кому подобные награды раздаются, обыкновенно, по итогам прошедшего года. Номинаций всего две — за Лучший фильм и за Лучший дебют. Но любопытно даже не это, а то, что выбирать голосующим придётся не из трёх-пяти названий, как это бывает у других. 25 — таков шорт-лист нового «Резонанса», ни больше, ни меньше. И это не полуфинал, подразумевающий следующий тур, а именно что итоговый список. Видимо, чтобы никого не обидеть, чтоб не пять, а двадцать пять (на деле даже больше) отечественных режиссёров могли с гордостью сказать: «Мой фильм — номинирован!»
Номинантов, к слову, определял Организационный комитет под председательством киноведа Кирилла Разлогова, который возглавляет Экспертный совет и при «Золотом орле». На соискание премии изначально претендовали любые российские фильмы, вышедшие в прокат с 1-го сентября прошлого года по 31-е августа настоящего.
Фильм «Синдром Петрушки» — номинант на премию «Резонанс»
Итак, огласим, наконец, полный список: 25 соискателей звания «Лучший фильм года» по версии Открытой Национальной кинопремии российской прессы «Резонанс»:
- — «14+» Андрея Зайцева,
- — «Ангелы революции» Алексея Федорченко,
- — «Арвентур» Ирины Евтеевой,
- — «Без границ» Резо Гигинеишвили, Карена Оганесяна, Романа Прыгунова,
- — «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова,
- — «Клинч» Сергея Пускепалиса,
- — «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина,
- — «Контрибуция» Сергея Снежкина,
- — «Метаморфозис» Сергея Тарамаева и Любови Львовой,
- — «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе,
- — «Наследники» Владимира Хотиненко,
- — «Находка» Виктора Демента,
Фильм «Орлеан» — номинант на премию «Резонанс»
- — «Он — дракон» Индара Джендубаева,
- — «Орлеан» Андрея Прошкина,
- — «Парень с нашего кладбища» Ильи и Антона Чижиковых,
- — «Про любовь» Анны Меликян,
- — «Райские кущи» Александра Прошкина,
- — «Родина» Петра Буслова,
- — «Синдром Петрушки» Елены Хазановой,
- — «Спасение» Ивана Вырыпаева,
- — «Страна ОЗ» Василия Сигарева,
- — «Тряпичный союз» Михаила Местецкого,
- — «Хардкор» Ильи Найшуллера,
- — «Холодный фронт» Романа Волобуева,
- — «Экипаж» Николая Лебедева.
Понимаете теперь, как трудно будет принимать решение представителям отечественной прессы: выбрать одно-единственного из такой разношёрстной компании!..
Фильм «Клинч» — номинант на премию «Резонанс»
С дебютами, правда, чуток полегче — их всего шесть: «Вакантна жизнь шеф-повара», «Клинч», «Он — дракон», «Парень с нашего кладбища», «Тряпичный союз» и «Холодный фронт». Забыт почему-то явный лидер «Хардкор» — и это, разумеется, неспроста: явным лидерам — не место в таких списках.
Голосование проводится онлайн. «Сведения о победителях в каждой номинации запечатываются в конверты и хранятся до момента их вскрытия для оглашения победителя на торжественной церемонии». Торжественная церемония вручения премии, как уже было сказано, состоится 4-го октября, согласно регламенту на неё «приглашаются видные представители культуры, государственные и политические деятели». Пригласят ли на неё самих журналистов — пока неизвестно.