Военное дело

В России отмечают День военного связиста. Фоторепортаж

20 644

© Анна Мучаева/Ridus.ru

"День военного связиста"- профессиональный праздник сотрудников и служащих в войсках связи, зародившийся  на территории СССР с 1919 года, с момента создания войск связи.

Обеспечение военной связи - это постоянный и ежедневный труд, разработка и использование самого современного оборудования и методов передачи информации.  Связь – основополагающий "нерв" армии, с утерей которого прекращается управление войсками, и тогда даже самое героическое войско обречено на гибель.

Вместе со всеми родами войск и видами Вооруженных Сил немало ярких страниц в героическую летопись России вписали войска связи.

Среди военных связистов немалое число героев.

О некоторых из них мы расскажем буквально несколько слов. Командир телефонного взвода 651-й отдельной роты связи (121-я стрелковая дивизия, 60-я армия, Центральный фронт) старшина Василий Алцыбеев особо отличился в сентябре 1943 года при форсировании реки Днепр в районе села Ясногородка, севернее столицы Украины — Киева. Под ураганным огнём неприятеля старшина Алцыбеев в числе первых переправился на правый берег Днепра, проложил кабельную линию и установил связь между штабом полка и десантниками, завязавшими бой на плацдарме. Вместе с пехотинцами отважный воин-связист участвовал в отражении десяти вражеских контратак и удержании плацдарма.

Телефонист роты связи 17-го гвардейского стрелкового полка (5-я гвардейская стрелковая дивизия, 11-я гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии сержант Егор Аристов в апреле 1945 года в районе города Пиллау (ныне Балтийск Калининградской области) одним из первых переправился через пролив и проложил через него кабельную телефонную линию. Обеспечил устойчивую связь командиру полка. Участвовал в отражении четырех танковых атак противника, не раз вызывал на себя огонь артиллерии.

Об этих отважных воинах можно писать на нескольких страницах. Но мы затронем и другие стороны данной темы.

Сегодня из-за произошедших в 90-е годы изменений на политической карте Европы мы можем приоткрыть завесу с того, что во время войны в Афганистане 1979-1989 гг. составляло военную тайну. Дело в том, что некоторые бывшие союзники по Варшавскому Договору, а также бывшие братские союзные республики Советского Союза, едва получив долгожданную независимость, поспешили поделиться с новыми союзниками по НАТО своим военно-техническим наследием.

Так уже в 1990 году сразу после падения Берлинской стены благодаря усилиям германских товарищей в распоряжение западных военных специалистов попала советская спецаппаратура скрытой связи, как раз та аппаратура, которой пользовались радиотелеграфисты-механики ЗАС и специалисты СПС наших мото-маневренных групп в Афганистане. А ведь, говорят, ЗАС Т-219 "Яхта" до недавнего времени верой и правдой служила кое-где в вооруженных силах России.

В условиях ведения современной высокотехнологичной войны побеждает не тот, у кого большая дубина, а тот, кто сможет организовать лучшее взаимодействие своих войск и, удерживая в руках нити управления сложным армейским механизмом, использует весь имеющийся потенциал вооруженной борьбы.

Печальный опыт первых месяцев войны в Чечне подтвердил, что недооценка войсковой связи, как вида боевого обеспечения, может привести к срыву проводимой операции и неоправданным потерям личного состава. При подготовке и в ходе ведения боевых действий в Чеченской Республике было развернуто 33 узла связи, 7 узловых сетей и 68 направлений космической связи, что обеспечило достаточно надежную работу связи в звене ГШ – командование объединенной группировкой войск – корпус – дивизия – полк.

С наибольшими трудностями пришлось столкнуться при организации связи в полковом звене и ниже, где в ходе боевых действий возникла необходимость организации связи батальон – рота – штурмовая группа – и вплоть до отдельного солдата. Это усложнялось отсутствием четко выраженной линии фронта, ведением боевых действий отдельными опорными пунктами.

Но главной причиной неудач стали: техническая отсталость, халатность командования при комплектовании группировки, низкий уровень подготовки личного состава. Укомплектованность средствами связи войск группировки, участвующей в операции, по оценкам командования, составила 95–98% от штатной потребности. В то же время новых средств имелось не более 20%, а современных – не более 10%, что привело к полному отсутствию всякого засекречивания и помехозащиты.

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

© Анна Мучаева/Ridus.ru

Военные связисты. Чечня, Грозный (снимок результатов поиска). © Ridus.ru

Взвод связи. Афганистан, Артходжа (снимок результатов поиска).© Ridus.ru

Военные связисты. Чечня (снимок результатов поиска). © Ridus.ru

Специалисты по спецрадиосвязи. 22 ОБрСпН ГРУ ГШ, 173-й отряд спецназа (снимок результатов поиска). © Ridus.ru