История

В России разработают кодекс историка

0 270

В России предложили создать кодекс историка, где были бы изложены основные нравственные ориентиры, которым должны следовать ученые-историки и учителя истории. Данный вопрос обсуждался на круглом столе о принципах профессиональной деятельности историка.

Директор Института истории и политики МПГУ Алексей Ананченко подчеркнул, что «каждый историк имеет ярко выраженную социальную миссию и моральную ответственность за результаты свой деятельности».

Будущий историк и учитель истории должен понимать, что его позиция может иметь как созидательный эффект, так и разрушительный, — говорит Ананченко. — Мы считаем, что можно и должно соединить профессиональные принципы и нравственные ценности историков-педагогов, историков-исследователей, взять на себя профессиональную, социальную и индивидуальную ответственность за профессиональную деятельность и её результаты. И не только научные, но и общественные.

Кодекс историка, по мнению участников встречи, должен отвечать на два главных вопроса:

  • Может ли истина в истории быть безнравственной?
  • В чем нравственность или безнравственность исторического знания?
  • Особое внимание было уделено вопросу фальсификаций и создания с их помощью не существующей реальности, разлагающей, как правило, позитивное национальное самосознание. Участники круглого стола отметили, что одна из основных задач историков — опровергать сведения недостоверных источников, но в то же время нельзя увлекаться фактами, а видеть их взаимосвязь и оперировать ими в формировании ключевых смыслов.

    Сегодня появилось новое явление — наличие большого количества ложных, не существующих фактов, событий и процессов. Появляется необходимость повседневного различения реальности и виртуальных событий и процессов, историческая критика реальности как повседневность,отметил Ананченко.

    Конечно, считают эксперты, работа над кодексом историка встретит вал критики. Но это, полагают ученые, весьма позитивно. Широкое обсуждение вопроса с разных точек зрения поможет привлечь внимание к нравственным и профессиональным ценностям, к принципам исторического и социального знания, а также к последствиям его использования для общества и человека.