Российские путешественники не смогут бронировать авиабилеты с помощью иностранных систем заказа с 1 января 2020 года, следует из распоряжения Минтранса РФ.
Власти РФ ставят иностранным системам бронирования те же условия, которые содержатся в законе о защите персональных данных от 2015 года: перенести свои серверы на территорию России или прекратить здесь работу.
Понятно что ни Sabre, ни SITA, ни Amadeus заниматься этим дорогостоящим переносом не станут — им проще просто отключить Россию от своих серверов.
Это значит, что российские авиакомпании будут вынуждены перейти на российские системы бронирования — «Сирену-Трэвел» или НСБ. Но беда в том, что они не могут бронировать билеты вне российской юрисдикции, и тем самым сделают, к примеру, «Аэрофлот» и S7 изгоями внутри глобальных альянсов авиаперевозчиков (соответственно SkyTeam и OneWorld), членами которого они являются.
Инициатива Минтранса может иметь весьма неприятные последствия для авиакомпаний и, как следствие, для авиапассажиров, анализирует глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев.
1. Финансовые последствия
Российские авиакомпании будут вынуждены — и административно, и технологически — построить собственные центры обработки данных на территории РФ, и каким-то образом связать их с глобальными ЦОД по бронированию билетов. Это очень серьезные затраты, и авиакомпании со стопроцентной вероятностью переложат их на пассажиров. То есть инициатива Минтранса приведет к росту стоимости авиабилетов для конечного покупателя.
2. Технологические последствия.
Если власти РФ будут директивно настаивать на отключении российских авиакомпаний от западных систем бронирования с 1 января 2020 года, не исключено, что «Сирена-Трэвел» и Национальная служба бронирования могут не успеть договориться с глобальными системами о создании «линков» между ними, или физические не смогут в срок сконструировать такие связующие элементы.
Это приведет к тому, что российские авиакомпании на какое-то время «ослепят» своих зарубежных клиентов: те просто не смогут увидеть наличие мест на рейсах этих перевозчиков, чтобы бронировать их онлайн. Тем самым, «Аэрофлот», S7 и другие российские перевозчики лишатся выхода на зарубежный рынок — и чтобы компенсировать выпавшие доходы, будут вынуждены переложить эти суммы на оставшуюся доступной им клиентуру — российских пассажиров.
То есть при любом сценарии стоимость билетов для россиян вырастет, прогнозирует эксперт.
Решение Минтранса полностью копирует ранее озвученные меры Центробанка по страхованию российской банковской системы на случай их отключения от международной системы SWIFT, с той только разницей, что в данном случае Россия действует проактивно, без каких-то поводов к беспокойству.
Это очень по-советски: сломать хорошо работающую систему для того, чтобы вместо нее начать строить нечто, что не только не улучшит работу, но напротив, всячески затруднит ее. У кого-то призыв из «Интернационала» — разрушить всё до основания — явно очень крепко сидит в геноме…