«Кэрол» (Carol)
США — Великобритания, реж. Тодд Хейнс, в ролях: Руни Мара, Кейт Бланшетт, Кайл Чандлер, Джейк Лэси, Сара Полсон, Кори Майкл Смит.
Тереза работала в отделе игрушек и как-то под Рождество обратила внимание на элегантную даму, пришедшую за куклой для дочери. Тереза посоветовала ей купить лучше поезд, та легко согласилась, оформила доставку и забыла перчатки. Тереза проследила, доставлен ли подарок, и отправила перчатки следом, после чего её в знак благодарности позвали на ланч, вслед за чем последовало и приглашение в гости. Даму звали Кэрол, официально она ещё была замужем, но как раз собиралась разводиться.
Трейлер фильма «Кэрол»
Парень, практически жених, был и у Терезы. Но если Тереза находилась только в начале своего, скажем так, любовного пути, то у Кэрол уже сформировалась «устойчивая модель поведения» — что использует в корыстных целях супруг, не готовый так просто отпускать такую женщину. По сегодняшним меркам эта самая «устойчивая модель» — смех, да и только (хотя…), но в 1950-х годах Нью-Йорк ещё не был столь толерантен к тем, кто влюблялся в представителей своего пола, а потому жестокое, но законное судебное постановление вполне могло как разбить сердца, так и разрушить судьбы.
Кадр из фильма «Кэрол»
Режиссёр Тодд Хейнс не в первый раз берётся исследовать нетрадиционные любовные связи — достаточно вспомнить фильм 2002-го года «Вдали от рая», где в те же пятидесятые белую женщину осуждают за роман с чернокожим. Но как и тогда, в «Кэрол» его интересует не скандальная «клубничка», а разительное несоответствие наших представлений о давно минувшей эпохе с тем, как в действительности тогда обстояли дела. Ностальгическое ретро в мягких полутонах имеет, конечно, своё неподдельное очарование, но не следует забывать, что жившие тогда люди всё же были обычными людьми, а вот нравы существенно отличались от нынешних. В российском кино нагляднее всего это показал Валерий Тодоровский в «Стилягах»: рекламируемый как «фильм-праздник», его мюзикл балансировал на грани «как же тогда всё было хорошо» и «как же тогда всё было плохо», отчего «праздник» был, пожалуй, не самым весёлым.
Кадр из фильма «Кэрол»
К драме Хейнса так и просится добавление «мело-». Даже короткие фрагменты дают вполне отчётливое представление о воссозданной съёмочной группой «открыточной атмосфере» — будто действие ленты и не думает выходить за пределы универмага, где всё словно дышит теплотой, уютом и радостью. Операторская работа, костюмы, музыка (Эдвард Лахман, Сэнди Пауэлл и Картер Бёруэлл заслуженно получили «оскаровские» номинации), причёски и грим, декорации — все эти элементы заранее создают предвкушение именно что рождественской сказки, в которой любая проблема, вне всяких сомнений, будет преодолена, после чего все непременно будут жить долго и счастливо.
Кадр из фильма «Кэрол»
Но погрузив зрителя в «знакомый» ему мир «приятных пятидесятых», режиссёр прокладывает свой маршрут не по аккуратной игрушечной железной дороге, а по направлению к Чикаго — одновременно удаляясь от искусной имитации к чувственной подлинности. Крохотный телевизор, старый фотоаппарат, пластинка в подарок — лишь бросающиеся в глаза предметы, которые сопутствуют рассказу, но не заменяют его. Несколько точечных ударов (тут надо заметить, что в основе фильма — роман Патриции Хайсмит «Цена соли»), и «святочная история» оборачивается слезами и болью, показывая, что страданию есть место в любые времена, каким б милыми они потом не казались по прошествии десятилетий.
Кадр из фильма «Кэрол»
Не стоит ставить «Кэрол» на одну полку с «Жизнью Адель»: фильм Хейнса куда целомудреннее и скромнее. Не стоит ждать и «запрещённых утех»: единственная здесь сексуальная сцена выглядит неуместно и скорее разочаровывает. И вообще, порой кажется, что эта картина не об однополой любви, а о дружбе, о том, как непросто найти родственную душу, о том, сколь счастливой может быть встреча двух одиночеств. Ну и о том, как печально жить в мире, где интересами ребёнка лицемерно прикрывают очевидную несправедливость.