Американская организация Freedom House во вторник включила Россию в список стран с несвободным Интернетом.
В рейтинге, в котором оценивались 65 стран, РФ заняла 52-е место, набрав 65 отрицательных баллов (абсолютная свобода Интернета давала нулевую оценку) по трем параметрам: доступ к интернету, ограничения контента и нарушения прав пользователей.
По сравнению с 2015 годом оценка ухудшилась на три балла.
Впереди РФ оказались такие страны, как Судан, Мьянма, Турция, Ливия и Зимбабве.
Сам по себе рейтинг FH мало о чем говорит, потому что его составляют по довольно абстрактным показателям, часто не обращая внимания на контент, говорит аналитик Российской Ассоциации электронных коммуникация Карен Казарян.
«Например, страна получает анти-баллы за внесудебную блокировку сайтов. В России по существующей практике оперативно блокируются сайты, содержащие детскую порнографию, призывы к суициду, экстремизму, рекламу наркотиков. Хотя общественное благо от блокировки таких ресурсов никем не оспаривается, сам факт того, что это происходит без санкций судов, понижает страну в рейтинге FH», объяснил эксперт «Ридусу».
В то же время блокировка такого уважаемого онлайнового ресурса, как всемирная биржа профессиональных знакомств LinkedIn отрицательных баллов России не принесла, поскольку сделано это было сделано с санкции Московского городского суда.
С другой стороны, полная свобода Интернета (и, соответственно, высшее место в рейтинге FH) не обязательно означает, что в национальном сегменте Сети вольготно ощущают себя экстремисты, драг-дилеры и террористы, подчеркивает Казарян.
«Во всех более-менее цивилизованных странах существует система саморегуляции Интернета, своего рода самоцензура провайдеров хостинга. Профессионалы этой индустрии без указаний от правительства понимают, что можно допускать в Сеть, что нельзя. А ведь степень развития гражданского общества измеряется в том числе и по его способности к саморегуляции», — говорит он.
Тем более, что по мере роста образованности пользователей Интернета блокировка сайтов все чаще превращается в фикцию «для галочки» — поскольку сетевое «подполье» успешно разрабатывает способы обхода запретов через разной глубины слои онлайнового «сумрака».
«Самый яркий пример — Китай. Официально там запрещены многие ресурсы по политическим мотивам. Но все желающие без особых проблем на них заходят через всякого рода анонимайзеры и ТОРы, причем власти про это прекрасно осведомлены, но делают вид, что не знают», — говорит эксперт.
Первые места в списке FH за 2016 год заняли Эстония, Исландия, Канада, США и Германия.
FH отмечает, что состояние со свободой Интернета в мире в целом ухудшилось шестой год подряд.