Как сообщает рязанское бюро «Новой газеты», всего в ходе действий рязанской полиции были задержаны общественный деятель и историк Ирина Кусова, правозащитница Мария Середа, обозреватели «Новой газеты» оппозиционеры Константин Смирнов и Сергей Ежов, член движения «Солидарность» Юрий Богомолов, а также гражданские активисты и просто участники митинга Антон Осмолов, Александр Минеев, Шестаков, Васильев (имена последних двоих пока уточняются).
Сразу после задержания они были доставлены в Советское РОВД, где примерно в 19.50 на них были составлены протоколы об административном правонарушении по ст.20.2 КоАП (Нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга). Наказание за это правонарушение предусматривает наложение штрафа до одной тысячи рублей.
Однако после того как примерно в 20.30 в РОВД прибыл некий высокопоставленный сотрудник УМВД по Рязанской области, на задержанных составили еще один протокол – об административном правонарушении по ст.19.3 КоАП РФ («Неподчинение сотрудникам полиции»). Наказание по этой статье гораздо жестче – оно предусматривает до 15 суток административного ареста. Отметим, что участники акции, опрошенные корреспондентом «Новой», сообщили, что ни один из задержанных не оказывал неподчинения сотрудникам полиции.
Главный редактор рязанского бюро «Новой газеты» Алексей Фролов так прокомментировал ситуацию: «У меня есть опасения, что составление второго протокола, предусматривающего арест, а не штраф – результат давления сверху. Налицо фальсификация: после визита неизвестного лица в РОВД претензии были серьезно скорректированы.
9 декабря утром около здания, где должен проходить суд (Лермонтова, 20), собралось около 20 человек, готовых выступить в качестве свидетелей (и подтвердить, что никакого неповиновения полиции не было). Туда же прибыло около 20 человек полицейских, которые «отгородили» вход в помещение суда и для прохода в здание сделали коридор… Задержанных на этот момент времени ещё не привезли.
По словам юриста А. Заруцкого Статья 19.3 КоАП РФ («Неподчинение сотрудникам полиции») не может быть применена к задержанным, так как СОБЫТИЯ НЕПОВИНОВЕНИЯ НЕ БЫЛО. Событие неповиновения могло иметь место в том случае, если бы сотрудники полиции сначала подошли к участникам встречи/собрания, представились по форме, попросили бы граждан не делать «того-то и того-то», а граждане бы не послушались и всё-таки стали бы делать то, чего полиция попросила не делать. На митинге 8 декабря полиция не делала никаких предупреждений. Полицейские стали без предупреждения применять прямые силовые действия, причём избирательно, на своё усмотрение (т.е. произвольно), без объяснения причин задержания.
Рязанский правозащитник Софья Иванова рассказала, как проходил митинг и задержание оппозиционеров:
«Что-то очень важное происходит в Рязани! На площадь Ленина на несанкционированный митинг собралось человек триста… Когда начались задержания активистов и тех, кто пытался их защитить, народ начал дружно «отбивать» людей у полиции, скандировать полиции «Позор!» К молодым полицейским подходили женщины и старики и пытались «вразумить» правоохранителей, что мол, вы делаете, это же неправильно… Когда задержанных на УАЗах и в автозаках повезли в отделение, нашлись люди, которые сели в машины, проехали за ними, узнали, в какое именно отделение повезли задержанных и сообщили об этом тем, кто остался на площади. Около 20 часов вечера около ОП № 1 (Советского района г. Рязани) собралось человек 60-70, не меньше – и не расходились более трёх часов, пока мы пытались в дежурной части выяснять хоть что-то. К отделению подъехало много журналистов. Информация «с места событий» транслировалась буквально сразу же. В отделение пригнали более 30 полицейских из соседних участков, внутрь никого не пускали. В дежурную часть смогли попасть только мы с А.Ф. Бехтольдом. Журналист Соня Кропоткина, как я поняла, дозвонилась Уполномоченному по правам человека Рязанской области который прибыл в отделение. Сначала он пробовал нас «уличать» и «воспитывать», но потом более часа провёл в разговорах с потерпевшими… Журналисты из «Новой» и Яблочники привезли задержанным еду… Люди не ушли от отделения, пока всех задержанных не развезли по другим отделениям по камерам для административно-задержанных. Более 20 человек заявили, что готовы быть свидетелями в суде. Суд назначен на утро 9 декабря (Мировой судья на ул. Лермонтова) Задержанным вменяют ст. 19.3 и 20.2. В протоколах написали «неповиновение полиции»… Откуда взялась эта статья по отношению ко всем задержанным – только диву можно даваться. От нас с А.Ф. несколько часов в дежурной части почти не отходили сотрудники «в чёрном» с видеокамерами, снимали все наши разговоры в представителям правоохранительных органов и Уполномоченным. Уговаривали «повлиять на тех, кто стоит у отделения», чтобы расходились по домам… Последние активисты ушли только тогда, когда задержанных развезли по другим отделениям, с Марией Середой пообщался адвокат, приехавший по просьбе лидера рязанского «Яблока» Шатилова, мама Маши передала оставшимся в этом отделении троим участникам митинга еду, из здания удалилось всё «начальство» и уехали полицейские «группы усиления»…
Просыпаемся! Власти своими запретами добиваются обратного эффекта. С
Сегодня на площадь вышло 300 человек, завтра выйдет 500! Люди уже не могут не реагировать на произвол и беззаконие.»