Компания "Российские железные дороги" предложила перенести российско-украинскую границу, чтобы сохранить контроль над участком железнодорожной ветки длиной около 30 километров. Обсуждение этого вопроса, как сообщает "РБК daily" со ссылкой на отчет РЖД, уже вышло на межправительственный уровень. Речь идет о части пути на границе Ростовской и Луганской областей. Ветка находится в ведении РЖД и несколько раз пересекает границу двух стран.
Под неофициальным контролем российской компании на территории Украины находится и станция Зориновка. При этом посадка пассажиров на ней не происходит из-за отсутствия пункта пограничного контроля. По сведениям издания, РЖД "арендует" Зориновку и железнодорожные пути у местного сельского совета. При этом имущество станции и пути не числятся на балансе ни одной компании или государственного органа. Источник РБК также сообщил, что в РЖД даже планировали построить ветку в обход украинской территоррии, чтобы решить проблему спорного участка, но из-за дороговизны проекта решили попробовать договориться о пересмотре границы.
Аналитики уверены, что России будет очень сложно убедить Украину отдать ей приграничный участок. По мнению независимого украинского эксперта Владимира Сапрыкина, подобный шаг вызовет шквал протеста среди украинцев, даже если российская сторона предложит адекватный обмен. "Сама идея выглядит фантастично, вряд ли Украина на это пойдет", — рассуждает гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев. Для осуществления этой сделки необходим справедливый обмен, однако непонятно, что готова предложить со своей стороны Россия, говорит он.
Россия и Украина подписали соглашение о границах в 2003 году, однако споры между двумя странами продолжаются до сих пор.