Культура

В сети появилась уникальная фотопанорама Тадж-Махала

9 420

 

Текст: Станислав Седов и Олег Гапонюк, фото и видео: Станислав Седов и Дмитрий Моисеенко. Совершить виртуальный тур по Тадж-Махалу можно здесь

В списке “новых 7 чудес света” одно из важнейших мест занимает Тадж-Махал - мавзолей-мечеть, находящийся виндийском городе Агра. Несмотря на его мусульманское происхождение, этот беломраморный некрополь стал фактическисимволом Индии. Для его сохранения принимаются серьезные меры безопасности. На расстоянии500 метров вокруг комплекса установлена специальная охранная зона. Машины паркуются за 2 километра, и ко входу туристы добираются на рикшах, повозках или электромобилях, так как считается, что выхлопные газы вызывают пожелтение мрамора облицовки. Даже вдоль противоположного берега реки Ямуна, у которой он расположен, стоит ограждение из колючей проволоки. Количество сотрудников охраны исчисляется сотнями.

Снять Тадж-Махал с воздуха, было давней мечтой команды AirPano.ru. Мы понимали, что столкнемся с большими трудностями при осуществлении этого проекта, но была надежда, что все они преодолимы.

image2

В январе 2012 года мой коллега - фотограф Дима Моисеенко съездил в Агру, где встретился с Главным Археологом (Superintending Archaeologist) , который заведует Тадж-Махалом, и попытался выяснить у него, как получить разрешение на съемку с воздуха. Надо сказать, что правила в Тадж-Махале очень строгие, и на территорию не пускают даже со штативами. Да что говорить: у Димы на входе отобрали зажигалку и сигареты. Археолог выслушал гостя из далекой России и сказал: "Я разрешу вам поснимать со штатива, норазрешение на съемку с воздуха вы не получите никогда. Последний раз Тадж-Махал снимали свертолета 10 или 15 лет назад. Больше, пока я здесь работаю, этого не смог сделать никто. Парулет назад какие-то иностранцы пытались запустить радио-вертолет с лодки, со стороны реки, носразу были арестованы полицией. Я вам не советую, даже и не пытайтесь".

 

Нам стало любопытно, кто же все-таки снял Тадж-Махал с воздуха. После поисков в интернете мы выяснили, что в 1997 году знаменитый француз Ян Артюс Бертран сделал фотографии Тадж-Махала с вертолета. После этого 15 лет никто не получал разрешения на съемку памятника с высоты. Работу Бертрана поддерживало ЮНЕСКО и французское правительство, и понятно, какие у него были ресурсы. У AirPano таких ресурсов не было.

Мы написали несколько писем в различные индийские инстанции. Дима сходил в посольство Индии в Москве и предоставил там материалы об AirPano.ru, рассказал о нашем некоммерческом проекте, целью которого является показать людям самые интересные места нашей планеты с высоты птичьего полета.

 

К нам отнеслись внимательно, попросили подготовить документы и информацию о предстоящей съемке. Работа с бумагами велась около двух месяцев, мы что-то доносили, исправляли ошибки, давали пояснения. И вот, когда мы были на съемках в Камбодже, из посольства пришла радостная весть: нам дали разрешение на съемку в марте. Бумага была из Министерства Иностранных дел, в ней указывалось, что "разрешение на съемку дается при условии одобрения местных властей". Закрадывались смутные сомнения: а что, если эти местные власти снова будут возражать?

 

Но делать нечего. И хотя на март у нас была запланирована Иордания, но мы сразу же ее отменили и выехали в Индию. Итак, в марте 2012 года мы с Димой Моисеенко приехали в индийский город Агра, где находится Тадж-Махал. Сразу по прибытии мы пошли на прием к Главному Археологу, с которым Дима уже встречался в январе. Но на этот раз мы приехали с бумагами. Сначала Главный Археолог позволил нам, правда, очень неохотно, полетать над всеми объектами в Агре, кроме Тадж-Махала. По поводу Таджа он сказал: "Ребята, вы не понимаете о чем просите! Я при всем желании не могу Вам этого разрешить. Будут большие проблемы!" Мы настаивали на своем.

 

После долгих переговоров и звонков куда-то и кому-то Археолог с радостным видом вообще отказал нам в съемке. Чиновник заявил, что нам надо возвращаться в столицу и получать еще одну бумажку - разрешение от Министерства Гражданской Авиации. В качестве утешения он разрешил поснимать внутри территории Тадж-Махала со штатива. По ходу беседы было понятно, что следующей справкой, которую от нас попросят, будет письмо от усопшего императора, построившего Тадж-Махал.

 

Сказать, что наше настроение после этого разговора было плохим - это ничего не сказать. Фактически рушился весь план поездки. Ведь Тадж-Махал был основной целью нашего путешествия. Следующий день мы провели в поездках по инстанциям и полиции, пытаясь хоть как-то получить разрешение у местного начальства, но все было безрезультатно. Выслушав нас и посмотрев наши бумаги, нас все равно отправляли к Главному Археологу.

 

Без особой надежды Дима позвонил в посольство Индии в Москве и рассказал, что несмотря на все бумаги из Дели, нам на месте снимать Тадж не дают. Там ответили, что попытаются разобраться, но это может занять много времени. А у нас оставалось всего 3 дня. Вечером в отеле состоялся военный совет. Было решено взлетать утром из-под стены, со стороны реки, с теми документами, которые мы получили еще в посольстве.

Летать решили на виду охраны, не прячась - чтобы в нас не стреляли, приняв за террористов. Честно скажу, летать под прицелом автоматчиков, пусть и не настроенных агрессивно, не очень большое удовольствие. Мы понимали, что взлететь мы сможем только один раз, второго вылета нам сделать уже не дадут. 

 

 Утром мы собрали оборудование и выехали на съемку, морально готовясь провести ближайшее время в местной тюрьме. Когда мы подъезжали к Тадж-Махалу, раздался звонок. Звонил сотрудник посольства в Москве. Он сказал, что нужно ехать к Главному Археологу и забирать разрешение на съемки. Он все смог решить для нас. Еще не особо веря в происходящее, мы зашли в офис. Главный Археолог даже не стал к нам выходить, его подчиненные вынесли нам драгоценную бумажку. В бумажке было оно! Разрешение на полеты над фортом Агры, Фатепур Сикри и самое главное - разрешение снимать Тадж-Махал с воздуха - целых два дня! Если честно, я своим глазам поначалу не очень поверил. Но вид танцующего от радости в уличной пыли Димы все же привел меня чувство.

 

Мы снимали Тадж-Махал с вертолета два утра и один вечер. Ни с одним объектом в нашей съемочной истории мы не работали так тщательно. Проходить на территорию с вертолетом пришлось три раза. Ни разу этот процесс не проходил гладко. Поначалу долго изучались наши разрешения, потом нам говорили, что вы не можете снимать рядом с некрополем, а только на площадке на расстоянии 300 метров, где все туристы оставляют свое оборудование в камере хранения. Мы доказывали, что они не правы, что мы приехали снимать красивый Тадж-Махал, а не тот, который потом зрители будут разглядывать под микроскопом. Каждый раз мы видели на лице очередного музейного чиновника отражение колебаний. Казалось, внутри него работают весы, которые решают: пускать нас (а вдруг будут проблемы) или не пускать (а вдруг от этого будут еще большие проблемы). Каждый местный охранник норовил остановить нас и с круглыми от изумления глазами пытался выяснить, каким таким образом мы пронесли оборудование на территорию. Показываем бумагу, далее 10-15 минут ее изучают, после чего говорят, что нам все равно здесь снимать нельзя. И если в первый наш визит мы просили и уговаривали, то затем, сменив тактику, мы просто требовали и добивались своего.

И мы ведь своего добились! Впервые за 15 лет удалось облететь и снять Тадж-Махал.Впервые в мире мы сделали виртуальный тур с воздуха о Тадж-Махале - одном из Новых Семичудес света. И теперь вы можете полюбоваться красотой этого символа Индии с высоты птичьегополета.

После этого у нас было еще много съемок в Индии: Фатепур-Сикри, Форт Агры, Варанаси, Джайпур, Дели, но особых проблем нигде больше не было. В последний день пребывания нам удалось получить разрешение и провести съемки на территории уникального Акшардхама (Новый Дели). По мере обработки мы будем выставлять эти материалы на нашем сайте.

Оставайтесь с AirPano!