В начале июня в Лоо (район Сочи) высадился крупный молодежный десант – 900 человек. Молодые парни и девчонки в разнообразных футболках с загадочной символикой сразу привлекли внимание местных жителей. «Сектанты они проклятые, дьяволу поклоняются и идолам разным», - поделилась своим мнением бабушка на местном рынке. «Боевиков готовят, революцию хотят устроить, как на Украине», - высказал свою точку зрения таксист. «Не знаю, может движение какое патриотическое?» - ответил на мой вопрос шашлычник. На самом же деле никакого отношения ни к сектам, ни к боевикам, ни к патриотам эти люди не имеют, хотя и получают духовное окормление и занимаются рукопашкой. Это – реабилитанты Национального Антинаркотического Союза, нашедшие в себе силы отказаться от пагубных привычек: наркотиков, алкоголя и табака.
Немного истории
Советский Союз от наркомании был практически избавлен. Конечно, «торчубесы» существовали: «ставили» морфин «по макаронам», варили «ханку», покуривали «план», но таких были считанные единицы. И дело тут не только в высокой духовности советского времени, о которой нынче некоторые любят вспоминать с ностальгией. Не модно было. Экспериментами с изменением сознания увлекались лишь отдельные хиппи да представители бомонда. У простого народа в почёте был алкоголь, тоже вполне себе наркотик, только легальный и легко доступный.
В девяностые в нашей стране всё поменялось: и государственный строй, и идеология, и люди. Наркотики заполонили улицы. «Штырились», «закидывались», «ставились», «ловили белого» и «угандошивались» все, кому не лень. По мнению «грозного учителя Гонзо», в шестидесятых заокеанская молодёжь употребляла наркотики в погоне за американской мечтой. У нас, если отбросить гедонистов и редких экспериментаторов, в девяностых в наркотическую нирвану люди уходили от безысходности, стремясь сбежать от мрачной действительности.
В провинции звание «эскобаров» местного разлива быстро получили цыгане. Нередко они действовали в сотрудничестве с милицией. В родном городе автора этих строк даже появился особый район – «волшебная страна Залиния». В то время там можно было найти огромные мусорные кучи, состоящие лишь из одних «баянов», или увидеть, как «мусора» на «Урале» с коляской везут в двадцатилитровом бидоне «ханку» «барыгам» «на релиз».
Количество «торчков» старательно увеличивал и кинематограф. Сегодня, когда речь заходит о вредном влиянии важнейшего из искусств на неокрепший юный мозг, обычно принято смеяться. Дескать, ну смотрел я сотни жестоких и «мясных» боевиков, людей валить на улицу пока не пошёл. Всё так, да не совсем.
Проехался на кабриолете «убитый» Траволта, и многие мальчишки решили попробовать героин, это же круто и статусно, вон в кино показывают. Тарантино. Такую же роль в популяризации наркотиков в России сыграли Ирвин Уэлш с Юэном Мегрегором. Trainspotting. Fear & Loathing. Human Traffic. Список долгий. Сегодня эти объяснения кажутся несколько наивными, но 20 лет назад, когда «железный занавес» только рухнул, подобные фильмы стали откровением для подростков. Раньше-то их не показывали ни в «тоталитарных» кинотеатрах, ни по «совковому» ТВ. Цензура. Когда же СССР исчез, поток красивой пропаганды посыпался с каждого угла. «Говно», «винт», «орех» стали модными не только в среде неформалов: панков, металлистов или хиппи. В наркотический омут массово ныряли и бандиты, и спортсмены, и простые обыватели.
Спустя два десятилетия подобные киношные «заманухи» работают уже не столь эффективно. Зато и шутки про наркоманов звучат сегодня практически в каждом юмористическом шоу на ТВ. Причём, главная проблема даже не в этом, скорее в том, что анекдоты про «водных лошадей» сегодня понятны девяти человекам из десяти, причём вся эта тематика обычно знакома не понаслышке.
Срез общества и помощь государства
В спортивно-терапевтический лагерь на берегу Чёрного моря съехались 900 человек, причём не только из России, но и из бывших советских республик: Беларуси и Украины. Средний возраст от 23 до 35 лет, то самое потерянное поколение. Конечно, полноценной картины о российских «торчубесах» эти люди дать не могут. Сюда приехали только те, кто хочет избавиться от вредной напасти и нашёл в себе для этого силы. Любопытно, что среди реабилитантов довольно много околофутбольных парней.
«Ты за Динамо? Московское? – расспрашивали меня крепкие «расписные» мужчины увидев бело-голубую бейсболку с буквой «Д». – Круто. Я раньше за «Нортонов» гонял». В Лоо ресоциализируются бойцы разных известных фан-движей: и «мясные», и «конские», и «мусорские». В соревнованиях по рукопашке, например, принимал участие Боря. Раньше он тренировал парней из «Ярославки».
Подростков же в этом лагере совсем немного. Не созрели ещё, видать, до здорового образа жизни. При этом наркомания в России сегодня стремительно молодеет. Так называемой «легалкой» - синтетическими аналогами каннабиоидов и амфетаминов («спайсы» и «соли») – сегодня торгуют чуть не в школах. Объявления на асфальте, заборах и в социальных сетях встречаются на каждом шагу. По мнению экспертов, реабилитировать потребителей этой дряни намного сложнее, чем уже ставших привычными героиновых или «винтовых» «торчков». Нет методик, да и на мозг вся эта нелегальная «легалка» действует самым страшным образом. Говорят, что даже спустя полгода «химической чистоты организма» такие наркоманы не могут прийти в себя: необратимые патологические изменения в коре. При этом для «соскока» человек должен созреть сам. Если же такого парнишку против его воли приведёт в центр несчастная мама, то он, скорее всего, сразу после выход из центра нырнёт в тот же омут.
Впрочем, есть и приятные вести. Торговля наркотиками через интернет теперь будет отягчающим обстоятельством. Депутат ГД Сергей Железняк пообещал разобраться и с рассылкой рекламных смс о наркотиках на мобильные номера. По его словам, необходимый для этого законопроект будет принят в самое ближайшее время. Единственное по-настоящему проблемное место – использование для «барыжничества» федеральных номеров 8-800. Выйти на настоящих владельцев подобных схем крайне тяжело. По словам заместителя начальника РУФСКН России по Краснодарскому краю в г.Сочи Александра Петухова, сегодня в среде наркодилеров огромным спросом пользуются… телефонные базы наркозависимых. Почти Яндекс, целевая реклама.
Отрадно, что на проблемы наркоманов наконец-то обратило внимание государство. Сегодня специалисты разрабатывают критерии и стандарты услуг по социально-психологической реабилитации. Они послужат для того, чтобы унифицировать услуги негосударственных организаций, которые работают не только с «химическими» «торчками», но и с лудоманами, интернет-зависимыми и людьми с коморбидными расстройствами.
Дело в том, что заработок на «нариках» сегодня довольно популярен. Снял дом в деревне, нанял пару психологов, охранников и повара, провёл пиар-кампанию, и несчастные родители начинают добровольно нести денежки, лишь бы избавить любимое чадо от зависимости. Качество же услуг подобных центров нередко не выдерживает никакой критики.
Группа с Андреем Чадовым и Ананстасией Задорожной
После появления госстандартов, подобный бизнес на чужом горе прекратит своё существование. О введении «наркоманских» сертификатов «Ридус» уже рассказывал. Так вот, обналичить эти документы смогут только сертифицированные центры.
Социальный лифт
«Бросить наркотики – не сложно. Главная проблема – не начать их употреблять заново. Героин умеет ждать», - поделился своей точкой зрения председатель правления Национального Антинаркотического Никита Лушников. Таким образом «химическая чистота» становится лишь первоначальной задачей. Социализация экс-зависимых, вот главная задача НАС.
Для этого бывшего наркомана надо трудоустроить, а вот с этим сразу начинаются проблемы. Далеко не каждый руководитель возьмёт на работу экс-зависимого: нет доверия, работают они чаще всего из рук вон плохо, да и внешний вид нередко оставляет желать лучшего.
«В свою фирму я не возьму бывших «торчков», - поделился своей точкой зрения один из реабилитантов центра, ныне – руководитель и владелец IT-компании. – Почему? Да работать хорошо из них могут единицы. В основном те, кто получил какую-то специальность до или в самом начале своей пагубной страсти. Остальные в лучшем случае смогут работать простыми «работягами» на стройке или пилораме. Иной раз вообще до идиотизма ситуация доходит. Один из «героинщиков» на полном серьёзе собирался требовать пенсии от государства. Дескать, из-за наркозависимости его лишили прав, и теперь он работать не может, а больше ничего не умеет».
Внешний вид – ещё одна серьёзная проблема. Даже те, кто бросил свои наркозабавы пару лет назад и провёл все это время в трезвости, нередко выглядят не лучшим образом. «Героинщики» тянут гласные в нос, «свистки» - вообще парни на шарнирах – откидывают руки-ноги весьма забавным способом. Словарный запас также оставляет желать лучшего. Трудоустроить таких весьма непросто.
«Мы планируем создать специализированную биржу труда для бывших наркоманов, - поделился планами на будущее Лушников. – Подберём им такие рабочие места, где они смогут проявить себя с лучшей стороны».
Что ж, надеемся, что у Никиты всё получится, цель – весьма благая. О том, что делают «торчки» на реабилитации, взаимной ответственности, роли спорта и религии в выздоровлении мы расскажем завтра в нашем следующем материале.