За последние два десятка лет страны бывшего СССР превратились в серьезных экспортеров рабов. Невольники из бывших республик едут не только в Россию, но и многие другие страны мира. Эксплуатации подвергаются все без дискриминации по половому признаку или возрасту: женщины, мужчины, дети.
Рынок рабских услуг делится на две основные части: сексульная эксплуатация и трудовая. По оценкам международных организаций, ежегодно из стран бывшего СССР в бордели отправляются не менее 50 тысяч женщин. Впрочем, в российских условиях доминирует торговля людьми в целях трудовой эксплуатации. Теневая экономика стабильно производит высокий спрос на нелегальный труд.
Специальности, не требующие особой подготовки, давно заняты приезжими, причем многие из них и не думали попасть в такие нечеловеческие условия. В основном, это мигранты из стран СНГ, которым не требуется виза. По неофициальным данным, таких рабов в нашей стране насчитывается до пяти миллионов человек. Человек ищет, где лучше. Именно поэтому работяги с просторов бывшего СССР съезжаются в Россию.
Уровень жизни, высокие по местным меркам зарплаты манят людей как мёд. Этим охотно пользуются их соотечественники. По мнению экспертов, почти 100% вербовщиков - земляки своего "товара". Своему поверить проще, чем чужому. При этом Россия является не только потребителем рабского труда, но и поставщиком невольников. Восемьдесят процентов рабов из нашей страны отправляется в зарубежные бордели: в Израиль, Турцию, ОАЭ. Чаще всего девушек манят предложениями поработать в модельном бизнесе, потом подиум неожиданно меняется на панель. Тем не менее, в России, по словам координатора проекта по противодействию торговле людьми в РФ Бюро Международной организации по миграции Москве Дмитрия Бабина, сейчас намечается прогресс к лучшему.
Для противоборства с этим явлением Россия активно сотрудничает со странами СНГ и ОДКБ. В МВД принята дорожная карта по реформированию органов внутренних дел. В полиции появятся спецподразделения для борьбы с работорговлей. Помимо этого, реформа подразумевает создание рабочей группы и комиссии по противодействию торговле людьми.
Однако, с точки зрения директора центра "Сестры" Марии Моховой, наша страна серьезно отстает от всего мира в помощи людям, пострадавшим от преступлений, связанных с насилием над личностью, причем речь идет не только о рабстве. "Статистика у нас хорошая, официальных пострадавших небольшое количество, в реальности их гораздо больше. Огромное количество дел просто не возбуждается. Мигрантов проще депортировать, чем дело заводить", - пояснила Мария Мохова. Другой острый момент, с точки зрения Моховой, отсутствие шелтеров для жертв преступлений.
Впрочем, Дмитрий Бабин с этой точкой зрения не согласился. "По инициативе российского Красного креста в Санкт-Петербурге в прошлом году был открыт приют для жертв принудительного труда и секс-эксплуатации. Подобный центр для пострадавших от работорговли в конце 2012 года в подмосковье открыла РПЦ. В ближайшее время под эгидой Красного креста такой же центр появится и в столице. Эта тенденция будет продолжатся.
Приятно отметить, что активизировалось гражданское общество. Все больше проектов по реабилитации жертв работорговли идет через некоммерческие организации. Сейчас НКО получают финансы через гранты, что, в общем, логично. Но когда начнет действовать межведомственная комиссия, то мы рассмотрим вопрос целевого финансирования для тех НКО, которые лучше докажут свою эффективность. Этот же орган займется координацией всех борцов с торговлей людьми", - отметил Дмитрий Бабин.
А что в других странах?
Казахские специалисты во время телемоста оказались самыми лаконичными. Ситуация там, как и везде, весьма непростая. Количество зафиксированных преступлений по торговле людьми постоянно растёт. В прошлом году было официально зарегистрировано 250 случаев работорговли. В первом полугодии 2013 - уже 190.
Механизмом решения этой проблемы должен стать закон, серьезно ужесточающий наказание за преступления такого рода. Он вступит в силу с 19 июля. В первую очередь он будет направлен на защиту прав несовершеннолетних. На Украине ситуация более нерадостная. Помощь жертвам преступлений там оказывают с 2000 года. В прошлом году было зафиксировано 945 таких случаев.
"Впервые количество мужчин стало больше половины - 56%. 80% рабов использовалось для принудительного труда. Две трети жертв вернулись из Российской Федерации", - пояснила пресс-секретарь Представительства Международной организации на Украине Варвара Жлуктенко.
Если раньше бывшая братская республика была поставщиком "живого товара", то теперь все чаще она становится территорией назначения. Для борьбы с этим бизнесом и помощи жертвам работорговли в 2011 году был принят профильный закон, на его основании к маю текущего года 34 человека получили официальный статус жертв такого рода преступлений. Впрочем, по мнению начальника юридического департамента международного женского правозащитного центра "Ла-Страда Украина" Марианны Евсюковой, законы эти слишком часто оказываются декларативными. "Например, есть сложный момент с оказанием правовой помощи. Преступление по торговле людьми - это серьезное преступление. Оно должно рассматриваться на уголовном процессе. Но там жертву может представлять исключительно адвокат, а это значит, что скорее всего жертва в суде окажется одна, без помощи. По закону адвокат не предусмотрен. Лишь с 2014 года адвокатскую помощь будут получать граждане за чертой бедности и дети", - пояснила Марианна Евсюкова. Другая проблема - переквалификация статей.
Зачастую работорговцам инкриминируют не торговлю людьми, а мошенничество или несоблюдение трудовых договоров. Наказания, предусмотренные по этим статьям, намного мягче.
В Молдавии обстановка примерно такая же, но, по словам замруководителя Центра по борьбе с трафиком людей МВД Молдавии Юрия Подарилова, хорошо налажена социализация жертв этих преступлений. Им оказывается медицинская, юридическая и социальная помощь, для них созданы шелтеры.
За первое полугодие 2013 года в Молдавии зафиксировали 107 случаев торговли людьми, 82% из них занимались принудительным трудом. Основной "импортёр" рабов, как и в случае с другими странами, Российская Федерация. Кроме того, "живой товар" отправляют в Турцию, ОАЭ и Северный Кипр. Зампред международного женского праврзащитного центра "Ла Страда" в Молдавии Виорелия Руссу отметила, что все чаще инструментом вербовки становятся социальные сети, причем в "электронные снасти" работорговцев попадают не только взрослые, но и дети.