В Текстильщиках на Юго-Востоке Москвы сносят знаковое здание — «Летающую тарелку», в которой в 80-е годы располагался музей Автомобильного завода имени Ленинского комсомола. Москва стирает последние следы отечественного автомобильного бренда с лица своей земли.
Заброшенное здание музея в 2009 году.
Здание музея АЗЛК в полной мере отражает эстетику эпохи позднего советского модернизма, начавшуюся в конце 70-х. Музей возле метро «Текстильщики» стал частью грандиозного процесса подготовки столицы СССР к приему многочисленных иностранных туристов, приехавших в 80-м году болеть за свои олимпийские сборные.
Здание расположилось рядом с «штаб-квартирой» АЗЛК у метро и железнодорожной станции «Текстильщики». Проектировал «Летающую тарелку» к Олимпиаде-80 архитектор Юрий Регентов. По его же проекту в Москве был построен Ледовый спортивный комплекс ЦСКА.
Ледовый спортивный комплекс ЦСКА им. В. М. Боброва
Конструктивно здание музея АЗЛК отражает эпоху — для 80-х характерно широкое применение в строительстве алюминия, и вся облицовка здания выполнена из «крылатого металла».
Купол здания, имеющего в основании форму круга, укреплен единственной опорой в центре. На опоре смонтирован стильный круговой светильник. Интерьер, необыкновенно эффектный по тем временам, оформил промышленный дизайнер автозавода Владимир Вядро. Сегодня он в плачевном состоянии.
Экспозицию музея в 80-е годы можно разделить на три ветви. Первую формировали исторические и уже снятые с производства модели «КИМ» и «Москвича».
КИМ 10-50, одна из первых моделей будущего АЗЛК, 1940 год.
Вторая включала все экспериментальные модели «Москвича», как сейчас принято говорить, концепты.
Коцепт Москвич 2143 "Яуза"
В третей тематической части коллекции были интересные образцы советского и зарубежного автопрома.
Pontiac Grand Prix Cabrio из коллекции музея АЗЛК
После банкротства автозавода «Москвич» в 1996 году музей работал в режиме экскурсий по запросу. В начале нового века 37 экспонатов приобрел предприниматель Михаил Слипенчук. Ретро-автомобили были переданы в дар городу и сохранились.
Из этих автомобилей сформирована экспозиция выставки «Мечта Москвича» на ВДНХ. Выставку можно посетить до лета 2022 года.
Страница выставки "Мечта Москвича"
Основная музейная коллекция в День города 2009 года была передана в дар Москве. Почти все экспонаты были перевезены в музей ретро-автомобилей. С 2016-го учреждение называется музеем «Московский транспорт». В экспозиции можно видеть большую часть экспонатов бывшего музея АЗЛК.
Экспозиция музея "Московский транспорт"
В 2012 году доступ посетителей в «Летаюущую тарелку» был прекращен. Именно в этом году решилась судьба здания - когда территория перешла компании «Технополис «Москва». Однако в течение длительного времени здание простояло заброшенным, новый владелец территории не предпринимал никаких действий.
В начале 2017 года в «Летающей тарелке» разместились экспонаты «Музея восстания машин». На сегодняшний день экспозиция закрыта.
Здание музея на территории "Технополиса", 2015 год.
Охранного статуса у «Летающей тарелки» нет. Об этом узнал «Архнадзор», направив запрос в мэрию. На запросы защитников памятников города «Технополис Москва» отвечает, что «прорабатывается вопрос по перемещению конструктивных элементов музея для их последующего размещения на новой площадке г. Москвы, удобной для посещения жителей и гостей столицы». Однако сколько займет «проработка вопроса» и не превратится ли она в безвозвратный снос — пока не ясно.
Здание штаб-квартиры ОАО "Москвич", 2000-е годы
Старожилы Текстильщиков помнят, что «Летающая тарелка» была частью футуристического ансамбля зданий, расположенных по обе стороны от станции метро и железной дороги.
На Люблинской улице перед легкоатлетическим комплексом «Москвич», сохранившимся поныне, располагалось кафе «Марсианка», похожее на многоножник инопланетян и букву «М» логотипа «Азлк».
Кафе "Марсианка" на фоне бассейна "Москвич"
В конце 80-х и в 90-е здание кафе горело не менее 5 раз, пока не было окончательно снесено. Сейчас на этом месте также расположено заведение общепита, но — в новом здании.