Гражданская война на Украине, начавшаяся как разборки местных властных кланов, одни из которых предпочитали сало с галушками, а другие — гамбургеры с соса-солой, все явственнее проявляет черты конфликта цивилизаций. К Апокалипсису присоединяются все новые и новые группы жителей планеты, включая принципиально аполитичных ранее лиц. Ситуация такая, что посторонних быть не может — и если, скажем, поступки и передвижения молодых парней из военно-патриотических тусовок логичны и предсказуемы (я знаю уже не одного и не двух таких, по-тихому собравших рюкзаки и отправившихся в зоны боевых действий), то вопросы, которые можно услышать от столичных девиц из числа офисных креветок, вгоняют в оторопь. Девушки ковыряются в маникюре и спрашивают тех, кто кажется им бывалым, о траекториях полетов снарядов гаубичной и реактивной артиллерии, о скорости передвижения фронтов и прочих вещах, вовсе не влияющих на цены последних коллекций одежды прет-а-порте.
Баррикада на улице Институтская. Вид со стороны площади Независимости.
Андрей Краснощёков/Ridus.ru
Локальный пока по географии конфликт уже коснулся всех и каждого на планете — и даже никто уже не уточняет, при чем здесь ГосДеп. Не удивительно, что музыканты всех стилей и направлений уже выпустили не по одному и не по два номера, так или иначе посвященных трагедии Украины. Поэты вообще должны первыми реагировать на вибрации времени — они и реагируют. Естественно, оставляя за собой право творческой личности сказать «Я так вижу!» — порой остается только догадываться, что именно и как видится конкретному служителю муз.
В личном хит-параде автора этих строк позицию номер один уже много месяцев занимает песня «Воины Света» могучего белорусского лысача «Ляписа Трубецкого». Однозначно сильный и куражный хит — особенно приятно было его слушать, зная принципиально анти-империалистические и анти-капиталистические анархо-взгляды автора. Так что когда на песню появился «неофициальный» клип, посвященный майданутым боевикам и прочим последователям исторических лузеров и предателей (Мазепы и Бендеры), многие лишь пожали плечами — эпоха 2.0, ничего не поделаешь. Каждый юзер волен лепить что угодно и выкладывать в сеть. Казалось, сам браток Михалок из Белой Руси к этому самопалу отношения иметь не может. (Тем более, что почти одновременно появились такие же самопалы о наших парнях в чеченских кампаниях, о «афганцах» итд — но они не пользовались такой сумасшедшей популярностью) Однако весной-летом сего года «Ляпис Трубецкой» проехал с концертами по восточно-европейским территориям и вполне уверенно посвящал целые выступления и отдельные песни именно что нео-фашистским гадам. А гады размахивали своими наци-флагами и радостно подпевали. Совсем уж не хорошо выглядело исполнение «Воинов Света» во Львове и в Варшаве, где жовто-блакитные развевались рядом с пановными польскими стягами. И кто тут паны, а кто холопы — было совсем не понятно. (Понятно лишь, что холопами себя никто из публики и артистов не ощущал) Сам анархо-коммунист Михалок на провокации не поддается и на прямые вопросы удивленных журналистов продолжает гнуть линию о вредном Капитале — не уточняя. В левой руке Сникерс, в правой руке Марс — впрочем, это уже из другой песни.
Скриншот. Ляпис Трубецкой — Воины света
Не совсем понятна также позиция Юрия Юлиановича Шевчука — безусловно сильной личности и талантливого поэта, безусловно яркого человека, чье мнение волнует многих и на кого многие ориентируются. Его поддержка Майдана 2013−2014 была столь неожиданна, что многие поспешили объяснить ее длительным запоем — что, безусловно, не так. Скорее всего Юрий Юлианович, дожив до седин патриарха, так и остался трогательным мальчишкой в душе — иство верующим в то, что люди — они хорошие. Что не может много людей, собравшись вместе, отчаянно желать зла и делать бяку — ведь все мы были слеплены по образу и подобию Божьему. В очередной раз Шевчук не учел силу и харизму Князя мира сего. В очередной раз поверил в романтическое благородство народной массы — не толпы, но людей. Ошибся, как видим. Причем не впервой — люди постарше помнят его концерт в Грозном, посвященный заключению позорного хасавюртовского мира. Шевчук пел про майский гром и любовь бородатым воинам Аллаха — а те радостно размахивали калашами, приплясывая на ставшей ничейной русской бронетехнике.
Шевчук, впрочем, заслужил право на некий карт-бланш перед лицом вечности — потому что ДО Хасав-Юрта был в числе немногих гражданских добровольцев, отправившихся на поддержку русских ребят во время первой чеченской. И прошел вместе с ребятами через адский ад, и написал потрясающей пронзительности песни-свидетельства. «Мертвый Город», к примеру. Или «Умирали пацаны…» Кстати, помните —
«…Чем ближе к смерти — тем чище люди
Чем дальше в тыл — тем жирней генералы
Здесь я видел, что может быть будет
с Москвой, Украиной, Уралом…»
Шевчук написал это после первой войны. Ну вот и наблюдаем. Остается только поклониться таланту Пророка. А сам Юрий Юлианович, уверен, тоже вспомнит свои строчки — и сейчас, в августе 2014, уже не ошибется в том, где на Украине люди чище, а где генералы жирней. Я не удивлюсь, если он скоро объявится на украинском фронте — опять медбратом и врачевателем душ с гитарой наперевес. Кстати, Шевчук — единственный, кто может иметь хоть какое-то человеческое оправдание своей про-майдановской позиции (помимо детского романтизма) — после Чечни он не может смириться с существующим в РФ государственным строем, не может стать толерантен Кремлю. О своей нелюбви к российскому варианту «демократии» он заявляет прямо и последовательно уже не один десяток лет. Чем, безусловно, заслуживает уважения. Хотя на день сегодняшний становится только досадно за Поэта с его черно-белой бескомпромиссностью.
Юрий Шевчук. © vk.com
Хорош в этом смысле Константин Кинчев со своей «Алисой» и ее армией. Отмена концертов на Украине — сразу, еще до первой крови. Ярость и боль, готовность к бою и призыв к нему — это у Кинчева в песнях было всегда. Но объявить в пустой летней Москве концерт с принципиальным названием «Наш/Ваш выбор» и на первой же песне поцеловать «имперку» (черно-желто-белый опознавательный символ русских национал-патриотов) — это вполне себе жесткое и однозначное раставление точек над «Ё». Чтобы никто не сомневался и не задавал вопросов о том, кто сегодня седому крестоносцу Кинчеву брат, а кто — так.
Интересно и показательно, что к padres русского рока в минуты, роковые для сего мира, присоединились словом, делом и духом музыканты новой волны. Я сейчас не о тех, кто (само)выражается в Юрмале, я о хип-хаперах тусовки «25/17» (Для тех, кто вдруг не в курсе, уточню, что Бледный и Ант, а также созданный ими конгломерат музыкантов и поэтов под общим брендом «Книга пророка Иезекииля, глава 25, стих 17» — это вполне себе уличные парняги, суровые, жесткие и крайне актуальные по звучанию и стилю. Трендмейкеры, так сказать) Готовится к выходу хип-хап альбом «Русский Подорожник», к звуку и духу которого приложили свои таланты и Кинчев, и Ревякин из «Калинова Моста» и другие музыканты более традиционных направлений. Старые и новые русские поэты органично слились в одну тусовку. Их объединил «русский стайл» — трудновыразимая словами, но ясная душой парадигма единой культуры. И без лишних объяснений ясно, на чьей стороне выступают перечисленные персонажи в украинской войне.
«25/17» © Артём Горелик/Ridus.ru
Все обозначенные в предыдущем абзаце лица — лидеры в своих направлениях рок- и рэп- культуры. Гуру. Крутышки. Но зубры не одиноки — по обозначенным им вешкам следуют исполнители, чей калибр на сегодняшний день поменьше. Но они также чувствуют электрические токи в воздухе, также спешат выплеснуть свои эмоции — пусть не всегда гениально, не идеально по звуку — но также предельно искренне и душевно. Есть коллектив «Голос Донбасса», про который мало что известно пока — но судя по всему, эта группа сложилась в уже воюющей самопровозглашенной славянской республике. Как и полагается остро современной группировке, парни лудят рэп. Но не отстают исполнители и прочих течений, от панков до бардов. О многих подобных проектах «Ридус» сообщал в своих культурно-новостных лентах
http://www.ridus.ru/news/162135
http://www.ridus.ru/news/158735
http://www.ridus.ru/news/161004
На этом фоне призывы к миру Иосифа Давидовича Кобзона уже не выглядят официозным «голосом Кремля» — но становятся вокальной партией в общем хоре неравнодушных людей.
Сутки назад в Москве прошел уличный концерт в поддержку сражающегося Донбасса. http://www.ridus.ru/news/164868 Публика там собралась всякая — как и исполнители. Потому что тех, кому все равно, не осталось. И это, наверно, единственное, что радует в общем ужасе происходящего.