Общество

Вагончик тронется, перрон останется... Фоторепортаж

3 2918

Мы посмотрели на паровозы "Постой, паровоз, не стучите колёса..." и продолжаем прогулку по Музею РЖД под открытым небом и посмотрим на железнодорожные вагоны, локомотивы, технику. Вагон-салон №9 четырехосный владикавказского типа. Пассажирские вагоны с несущими стальными полустенками строились в начале XX века для Владикавказской, Восточно-Китайской и Варшаво-Венской железных дорог. Вагон №9 построен в 1913 г. как пассажирский двухтамбурный II класса. В 1930-е годы перестроен в вагон-салон для служебных поездок высшего руководства.

Двухосный крытый вагон с тормозной площадкой "теплушка". Вагон системы "Брейд-Шпрейхера", предназначенной для эксплуатации на Российских и Европейских железных дорогах. Строились после 1910 года. Использовались для перевозки всех видов грузов, а также людских перевозок. Вместимость 40 человек, или 8 лошадей. При утеплении кузова назывались "теплушкой". Вагон №310044 Московско-Окружной железной дороги построен на Путиловском заводе до революции. Во время Первой Мировой войны попал в Германию, а после Второй Мировой войны возвращён в СССР в качестве трофейного.

Вагон-операционная № 017-70841. Вагоны медицинской помощи использовались в составе санитарных поездов в военное время в трех типовых спецформированиях: 1 — грузовые вагоны и "теплушки" в зоне боевых действий; 2 — "временные военно-санитарные поезд"» в ближнем тылу; 3 — тыловые госпитали, а также в мирное время при проведении крупных войсковых маневров. В вагоне имеется санпропускник, операционный зал, аптечное отделение. Вагон преоборудован из классного деревянного пассажирского вагона, построенного на Калининском заводе в 1937 году.

Грузовой четырехосный крытый вагон № 721-605. Большегрузные вагоны с деревянным кузовом строились с 1935 г. по 1955 г. До 1980-х годов были наиболее распространенными грузовыми вагонами на сети дорог СССР. Выпущено более 100 тысяч таких вагонов. Предназначены для перевозки товарных грузов. Вагон № 721-605 построен в 1940 г. на Уральском вагоностроительном заводе в Нижнем Тагиле.

Автодрезина служебная АС-1А. Предназначена для доставки аварийно-восстановительных и обслуживающих бригад к месту работ в хозяйствах пути, а также для выезда на линию для комиссионных осмотров путей и сооружений. Построена в 1972 году на Великолукском локомотивно-ремонтном заводе.

Автомотриса АМ-3-001. Дизельная дефектноскопная автомотриса — самоходный реверсивный механизированный комплекс для сплошного скоростного контроля железнодорожных рельсов типа Р50, Р65, Р75, уложенных в путь. Автомотриса оснащена специальным оборудованием и автоматизировано-компьютерной системой регистрации, визуализации обработки и хранения сигналов с использованием ультразвукового и магнитного методов с повышенной чувствительностью к выявлению наружных и скрытых дефектов рельсов. В кузове автомотрисы имеется аппаратный салон, купе и кухня-столовая. Автомотриса АМД-3-001 выпущена в 1999 году "Камбарским машиностроительным заводом". Эксплуатировалась до 2009 года в Московско-Рижской дистанции пути.

Кран ПК5-083. Краны на железнодорожном ходу предназначены для подъема и перемещения штучных и сыпучих грузов. Построен в 1950 году на Кировском машиностроительном заводе имени 1-го Мая. Первоначально кран был оборудован вертикальным паровым котлом, который впоследствии был заменен дизелем ЯМЗ-204. В транспортном положении крану придается платформа прикрытия. Кран работал на хозяйственных работах в депо "Люблино". Передан в музей в 2008 году.

Гидроколонна образца 1936 г. российской постройки предназначена для снабжения паровозов водой в пути следования. Колонны располагались на станциях в междупутьях и в депо. При наборе воды хобот гидроколонны поворачивался на 90° к люку в тендере паровоза и водолив открывал штурвалом задвижку в шахте гидроколонны. При этом в сигнальном фонаре по ходу горел красный сигнал, запрещающий движение паровоза. Время набора воды паровозом составляло 10-15 минут. Данная гидроколонна до 2006 г. работала на станции "Подмосковная".

Снегоочиститель плуговой 2-путный системы ЦУМЗ. Предназначен для очистки путей от снега небольшой высоты. Управление пневматическое от локомотива. Построен в 1930-е году на Тульском заводе железнодорожного машиностроения.

Балластоочистительная машина БМС-295. Предназначена для очистки щебня балластной призмы от засорителей пути при снятой путевой решетке и подготовки подшпального основания балластной призмы для укладки нового пути. БМС во время работы находится между разборочным и укладочными кранами и производит очистку загрязненного балласта. Построена в 1987 г. на Полтавском тепловозо-ремонтном заводе.

Уборочная машина УМ1-19334010. Предназначена для вырезки и уборки балласта и засорителей из междупутья, обочин, кюветов на перегонах и станциях с погрузкой в полувагоны или думпкары. Машина может выполнять работы по сколу льда в междупутье и середине колеи, оправке балластной призмы, срезке наплывов. Построена в 1987 г. на Опытном заводе путевых машин и механизмов ПТКБ ЦП МПС. Работала в ПМС-5 ст. "Столбовая" и ОПМС-68 ст. "Купавна" Московской ж.д.

Вагон-весовая мастерская № 246. Вагон переделан под весовую мастерскую в вагонном депо "Жмеринка" в конце 1950 годов из крытого четырехосного вагона. Предназначен для обслуживания и ремонта весового хозяйства грузовой службы. Помимо весовой мастерской и складских помещений в вагоне имеется два жилых купе, туалет и котельная. Поступил в музей из Московско-Киевской механизированной дистанций погрузо-разгрузочных работ.

Автомотриса грузовая дизельгенераторная модернизированная АГД-1М. Применяется при текущем содержании и строительстве пути, перевозки рабочих бригад, элементов верхнего строения пути, выполнения погрузо-разгрузочных работ и уборки засорителей железнодорожного пути. Оборудована поворотной стрелой манипулятором с различным навесным оборудованием. Построена в 1995 г. на Свердловском путеремонтно-механическом заводе.

Управление атомотрисы.

Спальный вагон №017-70288 "Русь". Спальный вагон проекта 20СБ построен на Калининском (Тверском) вагоностроительном заводе имени Егорова в 1957 году. Там же в 1989 году модернизирован для формирования туристического 6-вагонного состава поезда «Русь» в качестве вагон-салона на 16 мест. Туристический поезд «Русь» курсировал из Европы в Азию по маршруту Москва – Эрлянь (КНР) с иностранными туристами преимущественно в летнее время года.

Спальный вагон международного класса СВ РИЦ № 01702331. Вагоны СВ РИЦ строились в Германии по заказу СССР для формирования поездов международного сообщения. Вагон № 01702331 построен в г. Амендорф (ГДР) в 1969 г., там же в 1994 г. первым прошел капитальный ремонт с реконструкцией. При этом улучшен интерьер вагона - вместо одного купе смонтирована душевая кабина. Вагон оборудован кондиционированием воздуха, умывальниками в каждом купе, биотуалетами, электроплитой, холодильником. Вагон в 1990-х гг. был приписан к вагонному участку Западного направления Московской железной дороги и носил неофициальное назван «Лядовский» (по фамилии начальника участка Анатолия Александровича Лядова). Курсировал с делегациями на высшем уровне в составе поезда №15В назначением Москва-Берлин и Москва-Венеция.

Вагон-салон №32 шестиосный владикавказского типа. Пассажирские вагоны с несущими стальными полустенками строились в начале XX века для Владикавказской, Восточно-Китайской и Варшаво-Венской железных дорог. Вагон-салон №32 после капитального ремонта на Ленинградском вагоностроительном заводе им. Егорова в 1932 г. обслуживал поездки высшего руководства страны. Имеет бронированное отделение.

Пассажирский четырехосный вагон. Характерный пассажирский вагон отечественных железных дорог с деревянным кузовом и шпренгельной подвагонной рамой. Вагон №70833 построен в 1931 г. на Ленинградском вагоностроительном заводе им. Егорова как плацкартный для дальнего сообщения. В период Великой Отечественной войны переоборудован в вагон-кухню для использования в санитарных поездах.

Пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами. Построен в Венгрии на заводе "Дьер" в 1920-е годы. Поступил в СССР после Великой Отечественной войны как трофейный. В последние годы вагон использовался для хозяйственных нужд в вагонном депо "Орехово-Зуево".

Тепловоз ТЭ1-20-195. Капотные тепловозы серии ТЭ1-20 ("Тепловоз с электропередачей, нагрузка на ось 20 т") строились на Харьковском заводе транспортного машиностроения в 1947-1950 гг. для пассажирского и грузового движения. Всего выпущено 297 тепловозов ТЭ1-20. Тепловоз ТЭ1-20-195 работал на Орджоникидзевской и Северо-Кавказской железных дорогах.

Тепловоз ТЭ3-5151. Двухсекционные грузовые тепловозы серии ТЗЗ ("Тепловоз с электропередачей") строились с 1953 г. по 1973 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения, Луганском (Ворошиловградском) и Коломенском тепловозостроительных заводах. Всего выпущено 6809 тепловозов ТЭЗ. В 1970-е годы они стали самыми распространенными тепловозами в СССР. Использовались и в пассажирском движении (в том числе одной секцией).

Тепловоз ТЭП10-186. Тепловозы серии ТЭП10 ("Тепловоз с электроприводом пассажирский") строились с 1960 по 1968 гг. на Харьковском заводе тяжелого машиностроения. Всего выпущено 335 тепловозов ТЭП10. Работали до начала 1990 гг. на Октябрьской, Приволжской, Среднеазиатской, Горьковской и Южной железных дорогах. Замещались тепловозами ТЭП60. Тепловоз ТЭП10-186 "Стрела" построен в 1965 г. Работал на Приволжской ж.д. в депо "Саратов" и в депо "Муром Горьковской" ж.д.

Дизель-поезд Д1-538. Четырехвагонные дизель-поезда серии Д1 строились по заказу СССР на заводе Ганс-Маваг (Венгрия) с 1964 по 1976 гг. Выпущено более 608 поездов. Дизель-поезда работали на многих железных дорогах, на участках, не подлежащих электрификации, для замена пригородных паровых поездов. Представлена половина секции дизель поезда Д1-538. Она построена в 1973 г. Работала на пригородных участках Смоленского и Тульского отделении Московской ж.д.

Электровоз ВЛ22м-2026. Грузопассажирские электровозы серии ВЛ22м-2026 ("Владимир Ленин") строились с 1947 по 1958 гг. на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего выпущен 1541 электровоз ВЛ22м. Электровоз ВЛ22м-2026 построен в 1958 г. Работал на Свердловской железной дороге.

Электровоз ВЛ10-98. Двухсекционные грузовые электровозы серии ВЛ10 ("Владимир Ленин") строились с 1961 по 1975 гг. на Новочеркасском и Тбилисском электровозостроительных заводах для грузового и пассажирского движения. Всего выпущено 1 799 электровозов ВЛ10. Электровоз ВЛ10-98 построен в 1970 г. на Тбилисском заводе. Работал на Южно-Уральской и Московской железных дорогах.

Электровоз ЧС4-025. Пассажирские электровозы серии ЧС4 ("Чехословацкие") строились по заказу СССР в 1964-1972 гг. на заводе "Шкода" в г. Пльзень. Всего выпущено 230 электровозов ЧС4. Электровоз ЧС4-025 построен в 1966 г. Работал на Юго Восточной железной дороге.

Электровоз ЧС2К-712. Пассажирские электровозы серии ЧС2 ("Чехословацкий") строились с 1958 по 1973 гг. для СССР в рамках сотрудничества стран СЭВ на электровозостроительном заводе "Шкода" в г. Пльзень. Всего выпущено 944 электровоза ЧС2. В 1970-80 гг. были на сети самыми распространенными пассажирскими электровозами, работали практически на всех дорогах. После исчерпания ресурса с 2002 г. электровозы ЧС2 стали проходить полную модернизацию на Ярославском электровозоремонтном заводе, после чего получали серию ЧС2К с продлением срока эксплуатации на 15 лет. Данный электровоз построен в 1969 г. Работал в депо "Москва-Сортировочная" Московской ж.д., затем на Октябрьской ж.д. и (в качестве тренажера) в депо "Челябинск" Южно-Уральской ж.д. Первым в 2001 г. прошел модернизацию на ЯЭРЗ.

Моторвагонная секция СР3Н-11775. Моторвагонный подвижной состав ("электричка") предназначен для перевозки пригородных пассажиров. Трехвагонные секции СР3("Тип Северных железных дорог, Рижские"), включающие один моторный и два прицепных вагона, строились с 1952 года по 1958 год на Рижском вагоностроительном заводе. Всего выпущено 648 секций. Секция СР3Н-11775 с выходом на низкие платформы построена в 1958 г. Работала на Московской, Западно-Сибирской, Северной, Юго-Восточной ж.д.

Моторвагонная секция ЭР22-38. Электросекции ЭР22 ("Электропоезд Рижский") состояли из двух моторных и двух прицепных трехтамбурных вагонов с выходом на высокие платформы. Строились с 1964 г. по 1968 г. на Рижском вагоностроительном заводе. Всего выпущено 66 секций. Секция ЭР22-38 построена в 1968 г. Работала на Московской ж.д.(депо "Нахабино" и "Новомосковск" - 1968-1991 гг.) и Южно-Уральской ж.д.

Памятник железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне.