«Академия вампиров» (Vampire Academy)
США, реж. Марк Уотерс, в ролях: Зои Дойч, Люси Фрай, Данила Козловский, Доминик Шервуд, Сами Гэйл, Сара Хайланд, Гэбриел Бирн, Ольга Куриленко, Камерон Монахэн.
Отмечу сразу: оценки – дело субъективное. Более того - каждый фильм следует судить не только в сравнении с картинами Германа, но и согласно тем законам, по которым он был, собственно, создан.
Так вот, Герману «Академия вампиров», разумеется, проигрывает. Было бы странно, будь иначе. Это совершенно не то кино, которое остаётся в истории искусств.
Но как молодёжная девичья комедия она кажется безупречным шедевром. Который наверняка на долгие годы останется в сердцах и в памяти всех нынешних школьниц.
И даже не знаешь, что дороже. Почтительное внимание сотен интеллектуалов – или неистовое обожание миллионной толпы. Музейный пиетет – или искренняя любовь. Вечность – или мгновенный отклик в виде восторженных постов на многочисленных фан-сайтах.
Первое – для «Трудно быть богом». Второе – для «Академии вампиров».
В российский прокат два полюса мировой кинематографии выходят, по причудливой прихоти прокатного расписания, одновременно. Сравнивать их не имеет ни малейшего смысла. Но в одном лента Уотерса с великим полотном Германа схожа: она необыкновенно хороша в заданных рамках.
Девичьи фильмы – жанр тот ещё. Специфический. Особенно если это очередной ответ «Сумеркам». Который уже по счёту. Но на сей раз удачный. Потому что смешной. В этом - его кардинальное отличие от прочих подростковых франшиз. «Сумерки» воздействовали на умы своей меланхолией. «Голодные игры» - жестокостью и агрессией. «Гарри Поттер» изначально вообще был детской сказкой. Новая «Академия» от них практически ничего не берёт. Разве что самую малость – да и то случайно. И переворачивает при этом заимствование наизнанку.
Принципиальный момент – здесь нет традиционной пары «мальчик – девочка». Здесь есть влюблённости, есть отношения, но в центре пара «девочка – девочка». Что придаёт, конечно, сюжету особой пикантности. Особенно если учесть, что одна героиня даёт пососать другой… свою кровь (а вы что подумали?).
И вот тут следует вспомнить фильм, благодаря которому неплохой, но и не выдающийся режиссёр Марк Уотерс десять лет назад вписал своё имя на страницы кинолетописи пусть и не золотом, но по меньшей мере серебром. «Дрянные девчонки». Про жизнь и разборки в школе. И если кому и наследуют воспитанницы академии, то именно им, тем девчонкам.
Потому как вся вампирская атрибутика здесь – лишь фон, яркая, но не самая важная краска. А на первом месте – дружба. Плюс девичьи проблемы, девичья болтовня, покупка платья на бал, вопрос, кому бы отдать свою девственность, наконец. Как самые обычные девушки героини посещают церковь и обсуждают парней – и не их вина, что в сюжете присутствуют ещё и «кормильцы», добровольные доноры крови.
И вот в этом отношении к происходящему – когда появление надписей кровью объясняется не какой-то запредельной жутью, а всего лишь подростковой ревностью и злобой (что, впрочем, порой даже посильнее будет любой жути), - и таится главный, возможно, секрет картины. Это, конечно, «сказка», но сказка, основанная на сугубо бытовом материале.
И ещё. Рассказ об «Академии вампиров» невозможен без упоминания имени Данилы Козловского. Но «товарищ Беликов», мужчина в длинном кожаном плаще, которого прозывают Богом за его умение драться (тут мы вновь можем вспомнить про Германа, кстати), требует отдельного материала: насчёт него краткими впечатлениями не отделаешься. Одно лишь можно сказать сразу: Козловский, без сомнения, картину украсил. Как и картина, в свою очередь, украшает теперь его во всех смыслах достойную фильмографию.
И да, последнее. Фильм-то, конечно, «девчачий», но и парням на всё это тоже будет посмотреть интересно. Уж больно девчата хороши. Да и вообще - весело. Так что от совместного похода в кино отказываться точно не стоит. Можно даже сказать, что это едва ли не идеальный вариант – и романтичный, и со здравой придурью. То, что надо. Особенно для прихода весны.
Фильм «Академия вампиров» в прокате с 27-го февраля.