Администрация президента Соединённых Штатов Дональда Трампа хочет ослабить глобальную сеть портов Китая и передать больше стратегических терминалов под контроль Запада. Как сообщает Reuters, данная инициатива является частью самых амбициозных усилий по расширению морского влияния США с 1970-х годов и призвана развеять растущие опасения Вашингтона относительно того, что в случае конфликта он окажется в невыгодном положении по сравнению с Китаем.
По словам собеседников агентства, представители администрации Трампа считают, что торговый флот США плохо оснащён для оказания материально-технической поддержки армии во время войны. Зависимость Вашингтона от иностранных судов и портов чрезмерна.
Белый дом рассматривает поддержку частных американских или западных компаний в приобретении китайских долей в портах. Пример такой сделки — предложенная BlackRock покупка портовых активов гонконгской CK Hutchison в 23 странах, включая Панамский канал.
Помимо Панамы, американские чиновники и законодатели обеспокоены наличием китайской морской инфраструктуры в Греции и Испании, Карибском бассейне и портах западного побережья США.
«Правительство США рассматривает китайские инвестиции в мировые порты как огромную угрозу национальной безопасности. Есть опасения, что Китай может использовать контроль над данными активами для шпионажа, получения военного преимущества или нарушения цепочек поставок во время геополитических кризисов», — рассказал основатель компании KCS Group Стюарт Пул-Робб со ссылкой на беседы с коллегами из служб безопасности США.
Греческий порт в центре внимания
По словам трёх источников, США намерены изучить интересы Китая в греческом порту Пирей. Расположенный в Афинах, в восточной части Средиземноморья, порт является ключевым узлом на торговом пути, соединяющем Европу, Африку и Азию.
Госкомпания COSCO, одна из крупнейших портовых и судоходных групп Китая, владеет 67% акций компании Piraeus Port Authority.
По данным Reuters, некоторые китайские инвесторы обеспокоены, что Вашингтон может нацелиться на операции COSCO в Греции. В январе Министерство обороны США добавило COSCO в чёрный список компаний, связанных с китайскими военнослужащими. И хотя данный шаг не подразумевает немедленного запрета на ведение бизнеса американскими компаниями с данными организациями, он может служить сигналом, что рассматриваются дальнейшие действия.
«Соединённые Штаты намерены нанести удар по международному влиянию Китая, преувеличивая теорию китайской угрозы и используя её как предлог, чтобы заставить союзников занять чью-либо сторону в соглашениях о цепочках поставок», — отмечено в статье Центра исследований развития Госсовета КНР, официальном аналитическом органе правящего кабинета Китая.
Администрация США представила меры для увеличения слабого присутствия Америки в сфере торгового судоходства по всему миру, в том числе путём поощрения отечественного судостроения. Она стремится расширить доступ к контролируемым США судоходным регистрам и пересматривает глобальные морские узкие места для рисков при транспортировке.
Китай является владельцем или арендатором обширной сети портов через COSCO и другие контролируемые государством предприятия вроде China Merchants и SIPG в Шанхае.
Согласно данным, опубликованным в прошлом году Советом по международным отношениям (американским аналитическим центром), по состоянию на август 2024 года Китай инвестировал в 129 портовых проектов по всему миру через различные компании.
По оценкам ВМС США, судостроительная промышленность Китая в 230 раз превышает мощности американских верфей. Это значит, что Америке могут потребоваться десятилетия, чтобы догнать Китай.
Морские усилия США привели к обострению отношений с Пекином, который считает портовые и судоходные активы неотъемлемой частью своей инициативы «Один пояс, один путь», в то время как две сверхдержавы и так находятся в противостоянии из-за торговли и тарифов.
Пристальный взгляд на средиземноморские ворота
В марте Федеральная морская комиссия США начала проверку семи морских узких мест. Комиссия заявила, что хочет выявить правила, политику или практику, «создающие неблагоприятные условия для судоходства».
Одним из таких водных путей, рассматриваемых в обзоре, является Гибралтарский пролив, отделяющий Испанию от Африки у входа в Средиземное море. Премьер-министр Испании Педро Санчес Перес-Кастехон стремится углубить торговые связи с Китаем. Данное обстоятельство вызвало обеспокоенность в Вашингтоне по поводу доступа Пекина к испанским портам. Представитель Портового управления Испании сообщил, что COSCO имеет концессии на эксплуатацию контейнерных терминалов в Валенсии и Бильбао.
После возвращения в Белый дом Трамп предпринял многочисленные шаги по усилению влияния США на морях. В апреле американский лидер подписал указ о возрождении судостроительных мощностей для расширения флота судов, контролируемых США. Его администрация рассматривает предложение о создании судоходного регистра на Американских Виргинских островах, который мог бы привлекать суда под контролируемый США флаг без необходимости соответствовать более строгим стандартам внутреннего реестра США.
США готовы начать взимать плату с судов, построенных в Китае или ходящих под китайским флагом, за заход в американские порты.
Трамп обозначил в качестве цели захват полуавтономной датской территории Гренландия из-за её близости к Арктике и ключевым судоходным путям.
По словам источников Reuters, всё это в совокупности представляет собой самую амбициозную попытку США улучшить позиции в мировом судоходстве со времён президента Ричарда Никсона, который пытался поддержать судостроение, торговый судовой регистр и морскую мощь США.
«В краткосрочной и среднесрочной перспективах США могут продолжить усилия по противодействию китайскому влиянию в ключевых портовых зонах путём создания альянсов и партнёрств для противодействия китайскому могуществу и экономическому росту», — сказал Пул-Робб из KCS.
Проблемы карибского судоходства
По словам трёх источников, США выразили обеспокоенность по поводу китайских инвестиций в терминал Кингстон на Ямайке, который является ключевым морским перевалочным узлом в Карибском бассейне благодаря местоположению и глубоководным портовым сооружениям.
China Merchants владеет долей в компании, управляющей контейнерным терминалом Кингстона совместно с французской CMA CGM. Китайская металлургическая группа JISCO в 2016 году приобрела глинозёмный завод Alpart в Сент-Элизабет, к западу от столицы, и владеет близлежащим портом Кайзер.
Центр стратегических и международных исследований заявил, что присутствие Китая в Кингстоне представляет наибольшую угрозу безопасности США из всех портовых проектов Пекина в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Во время визита в Кингстон в марте госсекретарь США Марко Антонио Рубио заявил, что Китай использует «хищнические методы», субсидируя компании для «предложения более низких цен, чем у других» и приобретения активов.
Определённое противодействие китайским инвестициям в регион наблюдалось ещё во время первого президентства Трампа.
«Подозреваю, что США будут оказывать на нас всё большее давление, чтобы мы отказались от дальнейшего расширения сотрудничества с Китаем», — заявил бывший премьер-министр Ямайки Брюс Голдинг, способствовавший привлечению китайских инвестиций.
Тем временем в США COSCO совместно с местными партнёрами инвестирует в контейнерные терминалы в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич.
В Австралии американская частная инвестиционная компания Cerberus, основанная заместителем министра обороны США Стивеном Эндрю Файнбергом, проявила интерес к покупке права аренды порта Дарвиню. Об этом сообщил в мае высокопоставленный руководитель китайского оператора порта Landbridge.
Премьер-министр Австралии Энтони Норман Албаниз пообещал вернуть стратегический северный порт в местную собственность. В ходе визита в Китай в июле Албаниз подтвердил, что позиция правительства в отношении передачи его в собственность Австралии предельно ясна.
По словам знакомого с ситуацией американского портового чиновника, законодатели-демократы и республиканцы внимательно изучают вопрос владения портами Китаем с момента окончания срока полномочий президента США Джо Байдена.
В феврале председатель подкомитета по транспорту и морской безопасности палаты представителей Карлос Хименес заявил: «Америка не может и не будет сидеть сложа руки, пока коммунистический Китай продолжает подрывать наши интересы в морских портах».