Кино

Вчерашние новости: киношное далёко

4 511

Каннский фестиваль сжалился и взял в свою ретроспективную программу ещё две наши картины — «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, первую серию и вторую (это не один цельный фильм, как часто путают, а, говоря современным языком, оригинал и сиквел). Смущает, конечно, что покажут нашу великую классику не в зале, а на пляже, как смущает и соседство с «Терминатором», «Парком Юрского периода» и «Высоким блондином в чёрном ботинке», которые будут идти на том же экране в другие вечера (даже любопытно, где зрителей больше будет). С другой стороны, радуешься и этому: новинками наша страна представлена лишь в короткометражной секции. Хотя, в общем, правильно: перефразируя известную фразу известного музыканта, новые фильмы снимают те, у кого старые плохие.

Хотя попытки чем-то удивить и порадовать отечественного потребителя продолжаются. Недавно, например, подвёл итоги XXII Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» — если не собственно кузница наших будущих кадров, то выставка-демонстрация их первых достижений. В этом году главные призы забрали (запоминайте имена): по разряду игрового кино — Дарья Власова (фильм «Масоны»), Кирилл Плетнёв («Настя»), Софья Чернышёва («Конец эпохи»), среди документалистов — Денис Шабаев («Вместе»), Анна Шишова («На краю»), Андрей Ткаченко («Неуходящие натуры»). Первую премию за анимационный фильм и приз Председателя Союза кинематографистов РФ получила уже хорошо известная в профессиональных кругах Светлана Разгуляева: её рассуждения на тему «Почему банан огрызается» стали в последнее время настоящим фестивальным хитом.

Тизер короткометражного фильма Дарьи Власовой «Масоны»

О будущем российского кино много говорили и 27-го апреля. Чтобы понять, кого финансировать, а кого нет, Фонд кино с недавнего времени регулярно собирает вместе продюсеров и режиссёров, предоставляя каждому слово и возможность максимально красочно заявить свой проект, на осуществление которого и требуются деньги. Ранее выступали так называемые «лидеры отечественного производства», вслед за ними в очередь выстроились те кинокомпании, которые лидерами не являются. В общей сложности проектов было под шесть десятков, поэтому выберем лишь самые яркие — и опустим те, о которых мы уже рассказывали ранее (типа «Ледокола», «Довлатова» и «Дамы Пик», новых «Смешариков» да «Гардемаринов»).

И сразу отметём любые спекуляции на громких заграничных именах. На прошлой неделе, сразу после окончания слушаний, новостные сводки так и пестрели восклицательными знаками: «В российском кино снимется тот! У нас сыграет этот!..» Но практика показывает, что чаще всего имя звезды упоминается лишь ради минутного пиара; это как позвать к себе на работу Оливера Стоуна — но не расстроиться затем, если он не сможет приехать. Поэтому ограничимся просто перечислением тех, кого наши фильммейкеры хотели бы видеть у себя на площадке: Эмму Стоун, Кристофа Вальца, Майкла Фассбендера, Эдриена Броуди, Микки Рурка, Венсана Касселя, Роуэна Аткинсона, Иена Сомерхолдера, Джереми Кларксона, Сами Насери, Тимоти Далтона, ну, а Рэйфом Файнсом нас уже и не удивишь; из режиссёров были планы затащить в Россию оскароносных Стивена Содерберга и Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Но появится официальное подтверждение — вот тогда расскажем и подробности.

Для начала — о тех, кто уже реально что-то снял или вот-вот приступает к съёмочному периоду. Очередная ретро-драма Павла Чухрая («Вор», «Водитель для Веры») называется «Чужой», любовь после войны в ней изобразят Юлия Пересильд и Сергей Гармаш. Дмитрий Дьяченко («Кухня в Париже») снимает комедию «SuperБобровы» — про семью, каждый член которой получил суперспособности после того, как на их дом рухнул метеорит. Кроме того Дьяченко в компании с Жорой Крыжовниковым («Горько!») вступит в этом году в прямую конкуренцию с «Ёлками»: их «просто фантастическая комедия» «Страна чудес» (она уже снята) тоже решена в жанре новогоднего альманаха.

Фрагмент постера фильма «Страна чудес»

Теперь о планах. Андрей Кончаловский уже порядка трёх десятилетий вынашивает биографию великого Сергея Рахманинова — сценарий будущего фильма был написан ещё в соавторстве с Юрием Нагибиным. Сейчас мэтр решил, что настал момент взяться за это дело всерьёз. Провал «Ветки сирени» — недавней попытки высказаться на этот же сюжет Павла Лунгина — Кончаловского не смущает настолько, что и название у него похожее: «Белая сирень».

Алексей Попогребский («Как я провёл этим летом»), давно уже как-то выпавший из поля зрения, продолжает работу над ориентированной на молодёжь фантастикой «И-Сайдер». Это тот самый 3D-проект, которому режиссёр посвятил последние годы и который ранее был известен как «Пропавшие комнаты». Джаник Файзиев («Турецкий гамбит») тоже не первый год разрабатывает историю межгалактического футбольного матча «Вратарь Галактики» с вариацией легендарного Яшина на воротах. Но иных подробностей пока так и не сообщает, хотя и планирует начать съёмки в 2016-м.

Писатель и кинодраматург Владимир Сорокин («Москва», «Копейка») под крылом продюсера Елены Яцуры («9 рота») пишет новую биографию Владимира Ильича Ленина — в духе, понятном нынешней школоте. Режиссёр Андрей Малюков («Мы из будущего», «Матч») готов приступить к работе сразу над двумя картинами о Великой Отечественной: «Ленинградский вальс» — экранизация «Блокадной книги» Даниила Гранина, «Легенда о побеге» — о восстании в концлагере Собибор. Между тем их коллеги в пару князю Владимиру разрабатывают проект исторического экшена в двух сериях про Вещего Олега — но без деталей касательно съёмочной группы.

Актёр Евгений Миронов собирается дебютировать в режиссуре и перенести на большой экран театральную постановку «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович — про женщину на пути к успеху в исполнении Ингеборги Дапкунайте (актриса в прошлом году получила за эту роль Премию имени Олега Янковского). И если этот дебют можно назвать неожиданностью, то вот Григорий Добрыгин в свою очередь дважды получал призы «Кинотавра» за короткометражки — так что к его полнометражной «Славе» наблюдатели были уже готовы. Теперь вот стало известно, что это будет трагикомедия на тему популярности, главного героя сыграет Александр Паль. Другой не просто призёр, а победитель кинотавровского «Короткого метра» — и «Святой Анны», кстати сказать, — Тимофей Жалнин («F5») готовит в свою очередь танцевальную мелодраму «Танцпол».

Ингеборга Дапкунайте в спектакле Театра наций «Жанна». © В. Родман / theatreofnations.ru

Роман Прыгунов, Сергей Минаев и Данила Козловский после успеха двух «Духless ‘ов» готовы и дальше творить вместе — теперь в очередь экранизация романа «Селфи», о муках творческого человека. К слову: продюсеры «Духless 2» намерены в ближайшее время идти войной против Госкино Украины, именно представители которого, похоже, слили картину в сеть за несколько дней до премьеры. Суд покажет, на чьей стороне правда.
Ярослав Чеважевский («Мама дарагая!») хотел бы поставить комедию «Метеорит», а кроме того собирается примкнуть к Александру Котту, Павлу Бардину, Егору Баранову, Юрию Быкову и Карену Оганесяну в ещё одном альманахе — предапокалиптическом: «День до…». Исследователи «Интимных мест» Наталья Меркулова и Алексей Чупов намерены переметнуться в семейный жанр: их «Яна+Янко» — это бизнесвумен и усыновленный ею цыганёнок.

Успех «Призрака» Александр Войтинский намерен развить в «Корпорации Деда Мороза» — как ожидается, тоже с Фёдором Бондарчуком в главной (или даже заглавной?) роли. Владимир Котт («На дне») в «Клятве» расскажет историю крымского психиатра, не оставившего своих пациентов и во время фашисткой оккупации. Вера Сторожева («9 дней и одно утро») снимет «Домик на юге» — на двух женщин с детьми, в ролях — Светлана Ходченкова и Ирина Пегова.

Нюрнбергский процесс собираются воссоздать и сорвать в политическом триллере «На веки вечные». Роман Александра Звягинцева, литератора и по совместительству заместителя генерального прокурора России, намерен экранизировать режиссёр Игорь Зайцев («Каникулы строгого режима»). А насчёт Крыма разъяснят всё кинозрителям писатель-сценарист Сергей Шаргунов и режиссёр Александр Баршак («12 месяцев»), фильм по актуальной политповестке будет называться небанально: «Море волнуется» (главное, чтобы не вышло трилогии: «Море волнуется-раз», «Море волнуется-два», «Море волнуется-три!»).

Из мультфильмов выделим лишь ленту «Онегин. Версии» — как-никак, экранизация Пушкина, и тот факт, что своего полного метра дождались Фиксики — для детей, наверное, это приятная новость.

Кадр из мультсериала «Фиксики»

Планы обсуждались не только на питчинге Фонда кино. Видимо, не все проекты оказались готовы настолько, чтобы их можно было представить на суд экспертов, и кое-что решено было приберечь до следующего раза. Как проект, например, продюсера Александра Цекало о печально знаменитом «философском пароходе» 1922-го года, когда большевики выслали из страны не поддержавших их писателей и учёных. Заведомо масштабная картина ещё даже толком не вышла на сценарный этап — пока продолжается активная исследовательская работа. Тот же исторический отрезок интересует и режиссёра Юрия Грымова, правда, его «Великая фальшивка Октября» планируется в формате телесериала. А вот Александр Невский намекнул о сиквеле «Чёрной розы»; неутомимый мужчина, даже сил нет за него радоваться.

Также стало известно, что в работе у кинематографистов находятся сразу два проекта о самой горячей из нынешних «горячих точек». С российской стороны над историей Донбасса думает Александр Баширов (напомним, у него уже был фильм, посвящённый осаждённому городу: «Белград, Белград»). С противоположной стороны фильм о боях близ Донецкого аэропорта намерен снять Ахтем Сейтаблаев, чья предыдущая картина «Хайтарма» получила «Нику» как лучший фильм СНГ и Балтии.

Тем временем обладатель данной премии по итогам прошлого года, автор «Племени» Мирослав Слабошпицкий, собирает в Европе финансирование для своего «Люксембурга». Вопреки названию, это будет фильм о людях, оставшихся жить в Чернобыльской зоне после катастрофы.

А вот Эмир Кустурица, в настоящий момент, как мы уже сообщали, работающий над лентой «На Млечном пути», пообещал, что свой следующий фильм снимет в 2017-м году в Белоруссии и с местными актёрами. Называться он будет «Если не сейчас, то когда?» и расскажет о действующих во время войны белорусских партизанах. Выглядит новость, конечно, на уровне тех, о которых уже говорилось выше, но верить в неё заставляет то, что инициатива, кажется, исходит не от белорусов, а от самого режиссёра.

Трейлер фильма «Иррациональный человек»

И ещё несколько новостей из дальнего зарубежья. Одновременно с сообщением о том, что в Барселоне откроют первый музей, посвящённый Вуди Аллену (три этажа в историческом центре города, но ещё предстоит выиграть тендер на переоборудование здания), в сети появился трейлер нового фильма мэтра «Иррациональный человек» — с Хоакином Фениксом в роли профессора философии и Эммой Стоун в роли его студентки. Дата российской премьеры пока не объявлена.

Британец Майкл Уинтерботтом, способный снимать в год по два фильма (в российском прокате скоро стартует его «Лицо ангела» с Кейт Бекинсейл), почти готов принять предложение о постановке ленты «Расс и Роджер на той стороне». Интересно тут то, что это очередное кино о кино: рассказ о том, как режиссёр Расс Майер в содружестве с кинокритиком (куда позже станет понятно, что выдающимся) и сценаристом Роджером Эбертом в конце 1960-х работают над «Изнанкой Долины кукол» — а под Долиной кукол принято подразумевать Голливуд. Минус в том, что роль Майера закреплена за Уиллом Ферреллом.

«Людей Икс» намерены перезапустить — уже без Брайана Сингера и, наверное, без всех нынче задействованных актёров. На скорбное прощание фанатам отведено два года: «Люди Икс: Апокалипсис» выйдут в следующем мае, третья «Росомаха» — в марте 2017-го. Зачем потом начинать всё по-новому — непонятно.

А вот это известие многих порадовало, хотя скорее оно всё-таки печально: прекрасный (и лучший пока в этом году) фильм «Kingsman: Секретная служба» получит продолжение. Которое ведь вполне может всё испортить.

Братья Дарденн, которые, как и Кустурица, уже дважды побеждали в Каннах, готовятся к новой работе — что даже рановато для них, обычно у них картина раз в три года выходит (хотя с их дотошностью они могут ещё долго снимать). Фильм будет называться «Незнакомка» и расскажет историю врача, которая по каким-то причинам не приняла умирающую пациентку — и потом казнит себя за это. Главную роль сыграет Адель Энель, в этом году выигравшая «Сезар» за главную роль в «Истребителях», а в прошлом — за второплановую в «Сюзанн».

Портрет Марион Котийяр в инстаграме Ксавье Долана. © instagram.com/xavierdolan/

Между тем звезда предыдущего шедевра родственного и творческого дуэта Марион Котийяр продолжает свой прекрасный путь в искусстве: в своё кино её пригласил канадский вундеркинд Ксавье Долан. Сразу после Каннского фестиваля (где он позаседает в жюри) Долан намерен приступить к съёмкам своего шестого фильма «Всего лишь конец света». Историю человека, возвращающегося в родной город, чтобы сообщить близким о своей неминуемой смерти, вместе с Марион разыграют Гаспар Ульель, Леа Сейду, Венсан Кассель и Натали Бай. Это интересно и в том плане, что талантливый режиссёр никогда прежде не работал со столь звёздным и узнаваемым во всём мире ансамблем: как ещё справится?..

И напоследок: в то время как российский Минкульт только делает вид, что воюет с засильем «американщины», в Германии перешли к активному наступлению: кинотеатры в 193 городах сказали решительное «нет» вторым «Мстителям». Правда, дело отнюдь не в пропаганде чуждых ценностей, а исключительно в наглости «Диснея»: студия захотела увеличить собственный процент с выручки. Кто от этого выиграл или проиграл — пока не подсчитано, хотя понятно, что «Мстители» своё соберут в любом случае — и обидно станет только тогда, когда эти 193 города не дадут дотянуть до рекорда. Серьёзному настрою немецких коллег завидуют российские директора кинозалов: чрезмерно жёсткая политика прокатчика в деловых кругах хорошо известна и давно уже вызывает нарекания со всех краёв нашей необъятной страны. Но у кого ещё выходит столько семейных хитов?.. Вот и приходится россиянам терпеть — пока в вышестоящих инстанциях заняты совсем другими вопросами.

Естественная реакция «Диснея»: кадр из фильма «Мстители: Эра Альтрона»