Кино

Вчерашние новости: в Канны не попали, зато в Пекине — выиграли

1 664

Слух о том, что Алексей Герман-младший займётся фильмом о Сергее Довлатове, подтвердился: картина, которая там и будет называться — «Довлатов», официально вступила в фазу подготовительного периода. Обещано, что это будет не просто биографическая драма про четыре дня из жизни писателя, но и «портрет эпохи» образца 1971-го года. Съёмки начнутся осенью, пока что начаты поиск актёров и работа над декорациями. По словам режиссёра, лента которого «Под электрическими облаками» была недавно отмечена в Берлине и скоро уже выйдет в российский прокат, «впереди большая работа»: неточности в деталях он себе не позволит.

Это история не только о Довлатове — она также о людях, благодаря которым он стал великим писателем. А ещё эта история и о времени, и о Ленинграде, который в то время был центром замечательной литературной и театральной жизни. По-своему, это объяснение в любви городу, в котором я вырос. За последние 25 лет в России было очень мало рассказано о Ленинграде начала 70-х годов. По сути дела, огромное культурное явление жизни нашей страны прошло во многом незамеченным для кинематографа. Невероятная концентрация знаковых фигур выдающихся писателей, художников, артистов, определившая 70-е годы как исторический период, так почти и не нашла воплощения на экране.

Наша история — это рассказ о счастье молодости, о том времени в жизни, когда смешное воспринимается смешно, а трагическое — трагично; проще говоря — об остроте чувств. Именно поэтому мы и взяли этот временной период, когда Довлатов, Бродский и многие другие герои фильма ещё молоды.

Хотя участие в фильме Данилы Козловского пока что никак не обозначено, пресс-релиз, пришедший от студии, содержит и его цитату: мол, эта картина тем и важна, что расскажет молодым людям о том, кто такие это вообще — Довлатов и Бродский. Намёк ли это на то, что популярный артист сыграет того или другого?..

Ролик о съёмках фильма «28 панфиловцев»

Несмотря на то, что злые языки опровергают подвиг 28 панфиловцев (мол, и не было такого вовсе, а был лишь миф, успешно запущенный средствами массовой информации), на съёмках посвящённого событиям ноября 1941-го «народного фильма» это пока никак не отражается. Напротив, самый знаменитый российский краудфандинговый проект обрёл пристанище в Четвёртом павильоне «Ленфильма», где в эти дни уже начинается строительство декораций. Известно, что «28 панфиловцев» поддержаны не только простыми людьми, но и Министерством культуры, ну, а там, разумеется, никаких «фальсификаций» не потерпят.

Режиссёр Павел Лунгин на волне рейтингового успеха телевизионной «Родины» приступил, наконец, к съёмкам давно задуманного проекта «Дама Пик». Притом, что в основе сюжета лежат пушкинская «Пиковая дама» и одноимённая опера Чайковского, автор намерен решить фильм как «современный психологический триллер». Действие происходит в наше время и, по сути, повторяет приём «Чёрного лебедя»: оперный певец пел-пел свою партию, да и допелся до того, что сам перевоплотился в Германна. Каким именно образом — узнаем нескоро: дата проката ещё не определена. Главные роли исполняют Иван Янковский, Ксения Раппопорт, Владимир Симонов и Игорь Миркурбанов, только что получивший театральную «Золотую маску».

Только недавно мы вспоминали Арсения Гончукова, подлинно «независимого» режиссёра, в прошлом году победившего на втором по значимости фестивале отечественного кино, как не только вышел трейлер его нового фильма «Последняя ночь», но и стало известно, что следующим проектом Арсения станет … биография Фёдора Шаляпина. А это уже совершенно другой уровень: и время — сто лет назад, и размах, надо думать, должен быть соответствующий. И дело это долгое: предварительно намечено, что выйдет картина не раньше декабря 2017-го.

Трейлер фильма «Последняя ночь»

В преддверии крупнейшего кинофестиваля много новостей приходит из Канн. Окончательно сформировано большое жюри, которое возглавят братья Коэны: к ним примкнули режиссёры Гильермо дель Торо и Ксавье Долан, актрисы Софи Марсо, Сиенна Миллер и Росси де Пальма, актёр Джейк Джилленхоли композитор Рокия Траоре. Обещанная «добавка» к основной программе российскими именами, увы, не порадовала. В конкурс включены ещё два фильма: «Хроники» Мишеля Франко и «Долина любви» Гийома Никлу. При этом такие любимцы фестиваля как Брийанте Мендоса, Апитчатпон Вирасетакул и Наоми Кавасе обосновались только в «Особом взгляде», что для них — понижение в ранге (судить второй конкурс будет команда под началом Изабеллы Росселлини).

В параллельных фестивалю программах «Неделя критики» и «Двухнедельник режиссеров» наших картин также нет, так что единственным полным метров на русском языке оказалась пионерская комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), попавшая в ретроспективную подборку «Каннская классика». Тут следует, наверное, отдельно поблагодарить Александра Сокурова, признавшегося в том, что это не его не позвали, а он отказался от участия в фестивале — ибо слишком крут и может себе это позволить. Впрочем, деньги наших налогоплательщиков от этого саботажа не пострадали: Россия в производстве нового фильма мэтра не участвовала, хотя то, что Сокуров — наш режиссёр, известно, разумеется, всему кинематографическому миру, и за него мы болели бы в любом случае.

Жюри 68-го Каннского кинофестиваля

Однако что Канны: главным фестивалем для нас теперь становится Пекинский. Европа — фи, другое дело — Азия, вот куда стоит стремиться. И отклик не заставит себя ждать: Артём Цапин за «Белую белую ночь» получил на Пятом тамошнем фестивале приз за лучшую мужскую роль, а Юлия Пересильд не скрывала счастья, будучи отмеченной за лучшее исполнение женской роли в «Битве за Севастополь«:

Время такое, что ощущать себя абсолютно счастливым как-то неудобно, но могла ли я мечтать, что Люк Бессон будет смотреть на меня на экране?!

Люк Бессон, собственно, был председателем жюри, Россию в котором представлял Фёдор Бондарчук (к слову, признавшийся на радостях, что из-за своей сильной занятости вынужден был отклонить сразу два предложенных ему китайцами проекта). Прочие, для нас уже не столь важные награды они раздали лентам «Начало времён» (Мексика, реж. Бернардо Ареллано) — лучший фильм, «Тотем волка» (Китай — Франция, реж. Жан-Жак Анно) — лучшая режиссура и лучшие спецэффекты, и пр.

Кстати, на неделе дал о себе знать бывший каннский фаворит Ларс фон Триер: он готовит сейчас восьмисерийный телепроект «Дом, который построил Джек», про маньяка. Однако поклонников режиссёра куда больше порадовало его признание, что он снова начал бухать, с чем многие связывают надежды на рождение будущих киношедевров.

Фрагмент постера Мадридского фестиваля документального кино

В конкурсную программу Мадридского фестиваля документального кино вошли две российские картины. В центре «Разговора» Анастасии Новиковой — последний житель умирающего посёлка, а «День победы» Алины Рудницкой посвящён отнюдь не 9-му мая, как можно было бы подумать, а закону о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Фестиваль начнётся 30-го апреля, победители станут известны 8-го мая.

В Омске назвали призёров 3-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение». Гран-при и приз за лучшую режиссёрскую работу — у Наталии Мещаниновой за «Красные браслеты», награды за лучшую мужскую роль и лучшую операторскую работу — у «Поездки к матери» (Артём Алексеев и Олег Лукичев соответственно, реж. Михаил Косырев-Нестеров), приз зрительских симпатий и лучшая женская роль (Надежда Кузнецова) — фильм «На кончиках пальцев» (реж. Роман Супер). Лучшая документальная лента — «Дуракам здесь не место» Олега Мавроматти, лучшая короткометражка — «Эпилог» Владимира Бека, забравшего Гран-При в прошлом году.

В Гатчине в 21-й раз подвёл итоги фестиваль «Литература и кино». «Гран-при» получил и без того обласканный наградами «Класс коррекции» Ивана Твердовского — несмотря на то, что режиссёр не раз признавался, что оставил от предложенной ему для экранизации повести Екатерины Мурашовой лишь самую-самую малость. Второй «Гранатовый браслет», доставшийся ленте, присуждён оператору Фёдору Стручёву. Актрисе Марии Поезжаевой присудили поощрительный диплом жюри.

Главный конкурент Твердовского — Вера Глаголева — «бой» пусть и проиграла, но всё-таки взяла приз за лучшую режиссуру. К тому же «Две женщины» первенствовали по общему количеству призов: за лучшую мужскую роль — Рэйфу Файнсу, за лучшую женскую — Анне Астраханцевой, за лучшую музыку — Сергею Баневичу. Лучшим неигровым фильмом фестиваля жюри признало работу Павла Печёнкина «Варлам Шаламов. Опыт юноши». Приз зрительских симпатий ушёл Сергею Никоненко за ленту «Охота жить» по мотивам рассказов Шукшина, представители Гильдии киноведов и кинокритиков за «Последнего рыцаря империи» наградили Сергея Дебижева.

Кадр из фильма «Последний рыцарь империи»

Про Человека-паука снимут ещё и мультик. То есть, мультиков про него и так полно, но это будет именно что мультфильм-блокбастер, с расчётом на полноценную анимационную франшизу. Чтобы дать понять, сколь всё серьёзно, на постановку позвали Фила Лорда и Кристофера Миллера, ответственных за «Лего. Фильм» и «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек». При этом сообщается, что действие данной ленты не будет пересекаться с сюжетом очередной игровой картины, отменять которую никто, к сожалению, не собирается.

А у нас, в соответствии с веяниями времени, «Бременские музыканты» превратятся в «Бременских разбойников» — новый мультфильм поставит Святослав Ушаков («Звездные собаки: Белка и Стрелка»), новые хиты напишет (да простят его дети) Аркадий Укупник.

Режиссёр М. Найт Шьямалан, некогда взлетевший аки Икар к самому Солнцу, подобно мифическому герою обжёгший там крылья и рухнувший вниз, делает очередную попытку по восстановлению репутации: выход мистического триллера «Визит» намечен на 8-е октября.

Трейлер фильма «Визит»

Съёмки давно обещанного сиквела «Дня независимости» стартуют 4-го мая в Нью-Мексико под чутким надзором Роланда Эммериха. Уилла Смита, как известно, он заманить не смог, поэтому на сей раз сражаться за планету будут Лиам Хемсворт, Шарлотта Генсбур, Вивика А. Фокс, а также Джефф Голдблюм и Билл Пуллман из первого фильма.

Между тем Дензел Вашингтон продолжит играть «Великого уравнителя» — надо думать, до тех пор, пока с русской мафией в американском кино не будет покончено совсем уж окончательно.

Покончить бы ещё и с российскими новогодними комедиями, но пока принято считать, что их много не бывает: завершившиеся в Москве съёмки ленты под названием «Всё сбудется» тому доказательством. Девочка Света хочет, чтоб её родители помирились, но ситуация такова, что без Деда Мороза в урегулировании данного вопроса — уж совсем никуда. Однако Дед окажется на беду липовым, что и придаст новый толчок истории. В ролях: Оксана Акиньшина, Анатолий Белый, Алёна Бабенко, Дмитрий Назаров, Михаил Беспалов, Александр Головин, Дарья Мельникова, Анна Старшенбаум плюс ведущий популярной географической программы «Орёл и решка» Андрей Бедняков. Как сообщает пресс-релиз, «создатели фильма уверены, что их добрая и искренняя праздничная история найдёт отклик в сердцах зрителей разных поколений». Причём для конспирации имена этих создателей не разглашаются — пришлось поискать самому и выяснить, что режиссёрское кресло на картине занимает Арман Геворгян («Нереальная любовь»).

Фотография со съёмок фильма «Всё сбудется»