Киновселенная Marvel уже много лет является настоящим культурным и кинематографическим феноменом, успех которого безусловен. На супергероику у Кевина Файги и компании на рынке практически монополия, а DC пока только начали делать хоть какие-то успехи, поэтому неудивительно, что Marvel на сегодняшний день впереди планеты всей.
Вот только назрела проблема: настроенный конвейер выдал уже достаточно много героев и фильмов. Общая арка, связанная с «Мстителями», закончена, а многие любимые и доходные персонажи уже выведены за пределы уравнения. Это значит только одно: пришла пора выводить в свет новых персонажей, вокруг которых придется строить еще более масштабный сегмент киновселенной
Так на горизонте объявились «Вечные» — команда не самая популярная и известная в комиксах, но обладающая хорошим потенциалом для переселения на киноэкраны. Фильм уже вышел в Штатах, а своевременной премьере в России помешала новая волна COVID-19, из-за которой случился новый локдаун как раз перед релизом фильма.
«Ридус» успел попасть на специальный показ ленты и выяснил, почему неоднозначность проекта оказалась повсеместной, за что истинные фанаты Marvel могут возненавидеть «Вечных», но по каким причинам это кино никак нельзя пропустить. Естественно, без спойлеров.
Команда «Вечных» состоит из кучи новых персонажей, совершенно незнакомых широкому зрителю.© Marvel Studios«Вечные» изначально смотрелись проектом очень амбициозным, но в то же время и сомнительным. Вспоминая, как кропотливо Файги и команда выстраивали каркас для первых «Мстителей», предварительно представив публике основных действующих лиц, решение выкатить сразу целую команду, абсолютно незнакомую широкому зрителю, выглядело как минимум неразумным.
Подобное решение мы уже видели: так Warner в погоне за наживой наплевали на осторожность и выпустили совершенно сырую «Лигу Справедливости», в итоге едва не развалив киновселенную DC. Но ставки уже выросли слишком высоко, время поджимало, а народ требовал нового зрелища незамедлительно.
В режиссерское кресло Файги и Ко посадили Хлои Чжао. Ее фильм «Земля кочевников» стал триумфатором прошлогоднего «Оскара», заполучив награду за лучший фильм и режиссуру. Каст собрали максимально разномастный, но крайне талантливый: от тяжелой артиллерии в лице Анджелины Джоли и Сальмы Хайек до новых звезд вроде Ричарда Мэддена и Джеммы Чан. На производство зарядили стандартный для супергероики бюджет в 200 миллионов.
Оправдался ли итоговый риск? Скажем так: и да, и нет.
Сюжет вращается вокруг команды так называемых Вечных. Они прибыли на Землю за 7000 лет до наших дней по приказу сверху с одной простой целью — защищать человечество от нашествия враждебных межпланетных хищников, которых называют Девиантами. Обладая почти божественными силами, Вечные изо всех сил стараются помогать людям, но им запрещено кардинально влиять на действия людей, если только им не угрожает опасность от Девиантов.
Вот только годы идут, Девианты уничтожены, а Вечные разбрелись по свету — живут среди людей или же в изоляции от них. Но когда над миром нависает угроза общепланетного масштаба, им приходится воссоединиться вновь.
Судить проект как оригинальный фильм мало получается, даже несмотря на мощную обособленность от всех других фильмов киновселенной. Многие вещи сложно простить, а другие, наоборот, играют новыми красками. Главное, что надо озвучить сразу: лента от Хлои Чжао очень сильно отличается от того, что Marvel делали раньше, хотя хорошо знакомые элементы фирменного стиля студии в ней присутствуют.
Хлои Чжао не нравятся многолюдные мегаполисы, поэтому герои зачастую оказываются где-то среди природных просторов.© Marvel StudiosПервое, что бросается в глаза чуть ли не сразу, — фильм очень спокойный, плавный, даже медитативный. Встретить что-то подобное в стремительной и динамичной саге о супергероях из комиксов Marvel можно даже не пытаться.
Не совсем ровное и немного рваное повествование, насыщенное флешбэками, не нарушает этого ощущения. Нелинейность рассказа позволила режиссеру поставить акценты на тех героях и эмоциях, которые в тот или иной момент выставлены на первый план. Развернулись создатели масштабно — зрителю предстоит увидеть древний Вавилон, Мексику времен ацтеков и даже оказаться на пепелище разрушенной Хиросимы. Причем конфликт усиливается тем, что не все Вечные согласны терпеть бездействие в моменты, когда люди проливают кровь во имя алчности и гнева.
Стиль Хлои Чжао чувствуется на всех уровнях — ей претят шумные мегаполисы, поэтому герои ленты помещены в основном на природные просторы и в затерянные уголки планеты. Даже Лондон в интерпретации постановщицы выглядит чуть ли не самым тихим городом в мире.
Инди-прошлое не отпускает Чжао и в повествовании: невооруженным глазом видно, что драматические переплетения персонажей и их эмоциональное раскрытие интересуют режиссера куда больше, чем разрушения и батальные сцены. Поэтому и выглядят экшен-эпизоды крайне типично для Marvel, а местами и вовсе кажется, что этой частью фильма занимался второй режиссер и его команда.
Кумэйл Нанджиани в «Вечных» отвечает за юмористическую составляющую.© Marvel StudiosНе стоит думать, что на экране все происходит исключительно «на серьезных щах»: в фильме достаточно юмора, которого меньше, чем обычно, но он не дает ленте скатиться в депрессивное состояние. В основном за эту составляющую отвечает герой Кумэйла Нанджиани. Стёб в его исполнении — это отдельный вид кайфа, заставляющий зрителя смеяться от души. Чего только стоит сцена, где он объясняет, как так получилось, что за сто лет карьеры в Болливуде никто так и не задался вопросом, почему он не стареет.
Немного юмора перепало и звезде «Поезда в Пусан» Ма Дон Соку, чей персонаж безнадежно влюблен в другую Вечную — Фину, сыгранную Анджелиной Джоли. Вечные живут в мире Мстителей и восхищаются ими, попутно шутя на тему, смог ли бы кто-нибудь из них возглавить отряд после кончины Железного человека.
И, с одной стороны, может показаться, что фильм скучен, но на самом деле это была хорошая попытка рассказать проникновенную личную историю в формате супергероики. Студия активно ищет новые территории, на которых еще не играла, и это заметно — иначе как объяснить первую в историю Marvel постельную сцену? Да, снята она крайне целомудренно по современным меркам, но всё же.
Посему этот эксперимент оправдан по многим причинам. Тем более что сюжетно «Вечные» кажутся простыми, но в один прекрасный момент нас ждут крайне неожиданные твисты, которые при размеренном темпе повествования производят эффект разорвавшейся бомбы.
За фильм Вечные побывают и в джунглях Амазонки, и в степях Южной Дакоты, и на улицах удивительно пустого Лондона.© Marvel StudiosПодобный подход точно не понравится хардкорным фанатам, привыкшим к попкорновой жвачке, которая не дает времени на осмысление, задавливая зрителя гэгами и бесконечным экшеном. Фильм вгрызается в героев, их поступки и мотивы, а это может оказаться слишком сложно для неподготовленного обывателя.
В плане развития сюжета и некоторых внешних черт лента чем-то смахивает на недавнюю «Дюну», а еще в сентябре мы вывели, что «Дюна» — фильм хоть и роскошный, но далеко не безупречный. Безупречностью не могут похвастаться и «Вечные». Всё же это не артхаусный блокбастер, а часть гигантской киновселенной, играющей по своим законам, которые всё-таки не стоит нарушать.
В первую очередь, у ленты неоправданно растянутый хронометраж. Развитие сюжета, несомненно, заслуживало двух часов сорока минут, однако при просмотре чувствуется, что некоторые сцены стоило бы ускорить, а иные и вовсе можно было не добавлять.
Героиня Анджелины Джоли — воительница Фина — оказывается за бортом интересов сюжета и режиссера, несмотря на яркий колорит персонажа и актрисы.© Marvel StudiosПарадоксально, но факт: несмотря на столь обширный пласт времени, многие из персонажей так и остались в роли говорящих декораций. Проблема в том, что фильму пришлось иметь дело с чрезмерным количеством героев, которых нельзя было задвинуть на задний план, хотя сценарий не очень-то понимает, что делать с некоторыми из них.
Так, например, выдвинутая на передний план во всех рекламных материалах героиня Фина в исполнении Анджелины Джоли оказывается персонажем, который хоть и обладает уникальной чертой и определенной долей сильной драмы, но совершенно не интересен ни самим «Вечным», ни режиссеру Хлои Чжао.
Поэтому вместо того, чтобы раскрывать персонажей постепенно и аккуратно, фильм попросту их сливает: кого-то убивают после пары начальных сцен, а кого-то намеренно запрятывают подальше, чтоб «не отсвечивали». И так получается, что история Вечных — это в первую очередь история непростых взаимоотношений Серси (Джемма Чан) и Икариса (Ричард Мэдден). И тут столкновение ожиданий и реальности неизбежно.
«Вечные» концентрируются в первую очередь на сложной истории Серси и Икариса в исполнении Джеммы Чан и Ричарда Мэддена.© Marvel StudiosНе радуют и антагонисты Вечных. Да, у Marvel со злодеями часто бывала «напряжёнка», но у них был и Киллмонгер в «Черной пантере», и совершенно поразительный Танос в «Войне бесконечности» — значит, могут же? Но пока Четвертая фаза в плане антагонистов разочаровывает. И бороться Вечных выставили против инопланетных собак, созданных при помощи CGI. Что-то подобное мы уже видели и раньше, но, учитывая, как со стороны звучало «Вечные против Девиантов», понимаешь, что не такого противостояния мы ожидали.
Да и, честно говоря, не верится, что хоть один из Девиантов в состоянии уничтожить Вечного. Хотя Девианты и получили интересный поворот, показывая, что эволюция на Земле не обойдет стороной ни одно живое существо, но это не лишает их статуса «несерьезного» врага. А общий конфликт, который и сделали двигателем второй половины ленты, не вызывает ничего, кроме вопроса: «Может, стоило чуть пооригинальнее?» Но Marvel нужен был повод влепить пару дополнительных экшен-сцен, да и на таких злодеях далеко не уедешь.
Учитывая силы Вечных и низкий интеллект Девиантов, здесь бой изначально был неравным.© Marvel StudiosПо финалу и развертке основной интриги видно, что артхаусный подход срочно сворачивали, ведь зрители привыкли к масштабным битвам, но двухчасовая подготовка сделала свое дело — битва за Землю выглядит очень камерно по меркам киновселенной (хотя с размахом последней части «Мстителей» еще долго никто не сможет соперничать). Хотя и видно, что Хлои Чжао совершенно чужд хромакей, что помогает картинке стать куда более натуралистичной и не настолько «компьютерной», какой мы в определенной мере уже привыкли видеть Marvel.
В какой-то мере «Вечные» наступают на те же грабли, на которые со всей скорости налетели DC со своей «Лигой Справедливости», но делают это по-своему. Ведь, с одной стороны, у фильма есть драма, юмор, хорошие моральные посылы и вполне актуальная повестка со множеством рабочих атрибутов.
Но добрые намерения сбиваются затянутыми сценами, обилием нераскрытых героев и неприятными мелочами, которые не позволяют ленте стать открытием внутри киновселенной. Как студия отнесется к отзывам зрителей и как поведет линию Вечных дальше? Эти вопросы пока остаются без ответа.
В коммерческом успехе «Вечных» сомнений нет, однако воспримут ли зрители новый Marvel?
Главным у Вечных числится Аришем, их предводитель, который и отдает им приказы.© Marvel StudiosВ общем итоге, что же за фильм такой — «Вечные»? Это лента, которая точно расколет фан-базу и обычных зрителей на два враждующих лагеря. Первые будут крыть ленту всей нецензурной лексикой за излишнюю артхаусность, за то, что диалогов много, а экшена мало. И вообще, мы на Marvel идем, чтобы «розовые сопли жевать»?
Другие будут защищать фильм. Ведь для тех, кто устал от банальной подачи и непрерывных «бум-бабахов», новая лента станет глотком свежего воздуха. Они придут на сеанс и получат медитативную историю о семье, о любви и о том, как иногда бывает сложно свернуть с намеченного пути ради того, во что веришь. Чью сторону примете вы?
«Вечные» стартуют в российском прокате с 8 ноября.
P. S. Не забывайте о сценах после титров — по традиции, их у картины целых две. Советуем дождаться и посмотреть обе.
Следующий фильм Фазы IV в киновселенной Marvel — «Человек-паук: Нет пути домой» — уже обзавелся новыми кадрами, посмотреть которые и прочесть все подробности о проекте можно в нашей отдельной статье.