Покинувший нас Робин Уильямс не был великим актёром, но сыграл по меньшей мере в двух великих фильмах и в добром десятке просто замечательных (ну и у кого не бывает некоторого числа просто проходных или же неудачных). Это роли разного калибра и значимости, но мы вспомним сейчас лишь те, которые точно будем иногда пересматривать.
«Доброе утро, Вьетнам» (1987)
Прорыв Уильямса к голливудским вершинам случился, когда ему уже исполнилось 36. Трагикомедия Барри Левинсона вышла на пике интереса киношников к теме вьетнамской войны – и стала в этом ряду одной из самых популярных картин (правда, преимущественно в Америке, у нас эту ленту знают меньше). Создавая образ радио-диджея, вещающего из военного Сайгона, актёр по максимуму использовал все свои наработки часто выступающего на публике комика – что в итоге принесло ему «Золотой глобус» и первую номинацию на «Оскар».
«Общество мёртвых поэтов» (1989)
Без всяких преувеличений великая педагогическая поэма Питера Уира, во всей полноте раскрывшая драматический талант Робина Уильямса (впоследствии реализованный лишь отчасти – продюсеры всё же отдавали предпочтение его комедийному таланту). Профессор Китинг – образец учителя, наставник, о котором мечтал бы каждый.
«Пробуждение» (1990)
В фильме Пенни Маршалл Уильямс играет доктора, пробуждающего к жизни безнадёжного, казалось бы, пациента. Картина вошла в пятёрку лучших по версии «Оскара», но в нашем списке оказалась в первую очередь благодаря своему 33-му месту в хит-параде «Кинопоиска»: получается, что это самая любимая россиянами работа актёра.
«Король-рыбак» (1991)
Возможно, главный фильм культового режиссёра Терри Гиллиама – или по крайней мере самый в его творчестве «зрительский». Уильямс играет бывшего профессора, а ныне блаженного бродягу, одержимого поисками святого Грааля. Играет так, что понимаешь: такому актёру нужны только исключительные сюжеты и только крупные режиссёры – иначе дарование будет лишено присущего ему блеска. В будущем актёр старательно выбирал роли, следуя этому принципу, но повторения триумфа, увы, более не случилось.
«Капитан Крюк» (1991)
У Стивена Спилберга прославленный комик сыграл роль, которая идёт ему, как никакая другая: Питера Пена. Только выросшего и забывшего своё лихое, полное приключений детство. Даже сейчас трудно представить в этом образе другого исполнителя: сочетание взрослого вида и неподдельной детскости – главная изюминка именно Робина Уильямса.
«Миссис Даутфайр» (1993)
Мужик в юбке – беспроигрышный вариант для комедии: тут можно вспомнить и Табакова с Калягиным, и Дастина Хоффмана с его «Тутси». Поэтому неудивительно, что комедия Криса Коламбуса стала огромным хитом – особенно если учесть ещё и сентиментальный сюжет, согласно которому герой Уильямса переодевается в тётку для того, чтобы быть поближе со своими детьми. В последнее время часто заговаривали о продолжении фильма, которое могло бы оживить вяло угасающую карьеру актёра, но…
«Джуманджи» (1995)
«Фишка» ленты Джо Джонстона – магическая игра не на жизнь, а на смерть. Герой Уильямса это почувствовал на собственной шкуре – проведя несколько лет в джунглях параллельной реальности. Роль явно перекликается с Питером Пеном – но от этого вовсе не хуже.
«Разбирая Гарри» (1997)
Вуди Аллен предложил Уильямсу, пожалуй, одну из самых необычных его ролей – актёра, который внезапно оказался… не в фокусе. Не в кадре, что самое забавное, а в реальной жизни. Просто размылся, потерял форму. Придумка гениальная – хотя в фильме это только одна из побочных линий.
«Умница Уилл Хантинг» (1997)
Ещё одна педагогическая драма (на сей раз в постановке Гаса Ван Сента), выведшая в люди Мэтта Дэймона и Бена Аффлека (которые получили «Оскар» за лучший сценарий) и приведшая Робина Уильямса к «Оскару» за лучшую роль второго плана. Его профессор математики, помогающий вспыльчивому вундеркинду, - не самая яркая роль актёра, но самая выдержанная, самая «правильная», самая «академическая».
«Куда приводят мечты» (1998)
Визуальное великолепие от Винсента Уорда, представляющего зрителю живописнейшие картины Рая и Ада («Оскар» за спецэффекты). Уильямс играет добрейшего человека, попадающего на небеса, но вынужденного отправиться в Преисподнюю ради спасения жены, покончившей жизнь самоубийством. Сегодня волей-неволей подумаешь: неужто актёр забыл, какие страсти ожидают его по ту сторону?..
«Бессонница» (2002)
Детективный триллер, бенефис Ала Пачино, которому позарез был нужен достойный противник - иначе грош цена была бы его усилиям. Выбор преимущественно комедийного артиста на роль убийцы мог показаться рискованным и даже стоить тому карьеры - но Кристофер Нолан сумел сбалансировать всё так, что для Уильямса лента стала пусть и не принципиальной, но творческой победой.
«Ночь в музее» (2006)
Крохотная роль – зато не абы кого, а президента Теодора Рузвельта (пусть и в скульптурном варианте). Вполне вероятно, по этому образу Робина Уильямса и запомнят новые поколения - во всяком случае те ленивые зрители, которым не нравится смотреть «старые» фильмы. Третья часть популярной франшизы Шона Леви выйдет в прокат под занавес этого года. Она и станет прощальным выходом артиста «на бис».