Кино

Ведение наблюдения: почему не стоило убивать Московский кинофестиваль

1 486

В обход сквозной темы про малоперспективную юность и трёх российских картин в конкурсных программах Московского кинофестиваля были и другие хорошие ленты. Приз за лучшую режиссёрскую работу получила Фредерике Аспёк за мелодраму «Росита» (Дания) — это кино про то, откуда появляется любовь.

Сюжет фильма нельзя назвать новым: датчанин средних лет выписывает себе в невесты филиппинку. Тема подобных отношений — скажем так, «заочной любви» — уже не раз была отображена кинематографистами, достаточно вспомнить классическое «Пианино». Конечно, имеет значение и время, когда разворачивается действие, и география перемещений, и возраст героев — но главный вопрос остаётся тем же: возможно ли при таком раскладе настоящее чувство?..

1 Кадр из фильма «Росита»

Росита оказалась между нескольких огней. С одной стороны, она не одна такая в провинциальном датском городке: мода на филиппинок здесь уже не первый день и азиатские жёны успели между собой здорово подружиться. С другой — незнание датского языка ограничивает её общение с не говорящим по-английски будущим мужем. Переводчиком берётся выступать Йоханнес — взрослый сын Ульрика, да вот беда: сам влюбляется, хотя и имеет девушку, мечтающую родить от него кучу детей. И что тут поделать бедной Росите, которая к тому же до поры до времени скрывает наличие у неё восьмилетнего сына?.. Совет подруги прост и циничен: «Думай головой, а не сердцем», — мол, мальчику ты скоро надоешь, а старики уже не бросают. «Значит, у вас троих всё хорошо», — говорит отцу начавший что-то подозревать второй сын…

2 Кадр из фильма «Росита»

В пересказе — чистой воды мелодрама. Да, так и есть. Но разве это «фестивальное кино»?.. Встречный вопрос: а что такое вообще «фестивальное кино»?.. Кто его определял, кто его мерял?.. Кто ставит все эти ярлыки?.. Не проще ли руководствоваться в выборе иными категориями — хотя бы качества?

«Росита» — тонкая, прочувствованная, качественная работа. Она легко смотрится, пропитана хорошей музыкой и полна непошлого юмора (что можно предъявить фразе «Хорошо, что она и её попка живут не у нас дома», — которую жена адресует своему не туда посмотревшему мужу?). При этом в ней подмечены как повседневные мелочи жизни, так и проблемы более глобального свойства. Просто автор фильма не кричит «о важном», даже не повышает голос: какие-то нужные вещи здесь проявляются будто бы сами собой. За это свойство «незаметной режиссуры» Фредерике Аспёк и получила свою абсолютно заслуженную награду.

3 Режиссёр фильма «Росита» Фредерике Аспёк с призом 37-го Московского кинофестиваля © Пресс-служба ММКФ

Иная женская судьба — в основе картины Йорна Доннера «Арми жива!» (Финляндия). Необычность постановки ощутима с первого кадра: в качестве пролога тут выступает краткий пересказ биографии героини, имя которой хорошо известно финнам, но ничего не говорит, скорее всего, всем остальным. Арми Ратиа родилась в 1912-м в карельской деревушке, переехала на финскую территорию, потом основала первую ткацкую мастерскую в Выборге, после войны сочиняла слоганы для рекламного агентства, а в сорок лет основала бренд «Маримекко». Пообещав застрелиться прямо возле Министерства снабжения, если ей не выдадут нужного количества ткани, она подбирает красивые принты и начинает выпускать одежду для отдыха и спорта. Для тех лет это была прорывная идея: в то время никто в Финляндии не шил готовые платья. Благодаря установке «Мы продаём не только модные вещи, но и образ жизни», бизнес быстро пошёл в гору, и «Маримекко» стали воспринимать как «отражение финского идеала».

4 Кадр из фильма «Арми жива!»

Умерла Арми в 1979-м году, а сейчас некий театр репетирует посвящённый её жизни спектакль. «Я попробую побыть ею», — говорит актриса Мария, заканчивая вводную часть, после которой начинается уже как будто бы биографический фильм, но разыгранный в театральных декорациях — при всех плюсах и минусах нескрываемой сценической условности.

Подобный приём новым тоже не назовёшь — десятилетие назад его популяризировал Ларс фон Триер со своим «Догвиллем», но и до него были ленты, работающие с материалом схожим образом, используя опцию «приближение через отстранение». Итог — получится ли фильм или нет — зависит от целого ряда факторов (впрочем, как и в любом другом случае). По части актёрского исполнения претензий никаких вроде бы нет: Минна Хаапкюля отлично справляется с заглавной ролью (как минимум опровергая предположение, что у нашей Елены Лядовой в конкурсе не было конкуренток), хорошо смотрится и её окружение. Режиссура в заданных рамках уверенная, а это здесь самое важное качество; следует учесть ещё и то, что Йорну Доннеру уже 82 года, чего по фильму сказать решительно никак нельзя. Некогда он в качестве продюсера сотрудничал с великим Бергманом — и если отголоски картины «Фанни и Александр» тут минимальны, то вот близость с «театральной» лентой «После репетиции» очевидна. Хотя сравнивать эти две фигуры, разумеется, бессмысленно — да Доннер на подобное и не претендует.

5 Кадр из фильма «Арми жива!»

Единственной «проблемой» фильма оказывается сюжет: какую ни выбирай форму, а следовать приходится реальной биографии — и на каждый жизненный поворот новых придумок не хватает. Иногда тут находится повод для «игры»: героиня, например, включает самоубийственный газ — а играющая её актриса словно бы возражает: «Как-то неубедительно»; или Арми заявляется к своим замышляющим что-то тёмное бизнес-партнёрам прямо в сауну. Показ моделей логичным образом оборачивается музыкальным номером, дополнительной интриги придают две привязанности — к любовнику и алкоголю. Но того конфликта, который заставил бы зрителя трепетать, переживать и сочувствовать, в картине так и не намечается — хотя можно понять, что судьба реальной Арми Ратиа была полна противоречий.

6 Кадр из фильма «Дорога»

Зато вовсе отсутствует конфликт (по крайней мере, видимый) в «Дороге» Раны Салем (Ливан) — что не помешало, а может быть, даже помогло, получить автору приз ФИПРЕССИ: кинокритики в очередной раз подтвердили известную аксиому, что если в фильме ничего не происходит — это явный кандидат на их симпатии. Понять, в чём там дело, помогает разве что аннотация — но если обойтись без неё, то мы видим немногое.

Сперва мы долго идём позади девушки, потом — перед нею. Она приходит домой, переодевается, занимается цветами. Между тем некий молодой бородач возделывает огород, собирает в лесу ветки. Потом они встречаются дома — но тут мы зачем-то переносимся в горы, где облака красиво покрывают дорогу. Перечислять скупые действия можно и дальше: он состригает волосы и бороду, она фотографирует саму себя; он смотрит телевизор, она сидит в баре. Потом они садятся в машину и куда-то едут. Сперва едут под музыку, но внезапно музыка обрывается — и дальше едут уже в тишине. Выехав из Бейрута, останавливаются, он срывает яблоко; хозяин сада с лопатой в руках вступает с ним в закономерный спор (кажется, это единственная сцена фильма, от которой хоть чего-то ждёшь). Потом она ложится на опавшие листья. Овцы на общем плане движутся справа налево…

7 Кадр из фильма «Дорога»

«Дорога» — ода минимализму: редкие слова, не имеющие отношения к сюжету реплики. Когда в финале героиня разрождается неожиданным монологом на дюжину предложений (она пересказывает свой сон), это кажется чуть ли не прорывом в какую-то другую реальность. Но про что это кино — пусть всё же рассказывают те, кто его награждают.

Тем не менее, нельзя сказать, что данный фильм как-то ослабил конкурс 37-го ММКФ — вовсе нет. Он просто показал ещё одну грань сегодняшнего кинематографа — дело позволительное.

Для полноты рассказа добавим, что приз за лучший фильм документального конкурса получила «Земля картелей» (реж. Мэттью Хейнеман, США — Мексика) — история о том, как гражданское население пытается самостоятельно обороняться от бандитов, контролирующих территории близ границы. Даже сегодня эти места — подлинный Дикий Запад: полиция далеко, не дождёшься, к тому же велика вероятность того, что представители закона выступают на самом деле против него. На правительство надежды никакой нет — одни обещания, поэтому и появляются «народные мстители», лидер которых — педиатр, уставший мириться с жесточайшими убийствами и взявший в руки оружие… Но, как говорится в финале, «у этой истории нет конца»: наркоту будут варить всегда — а внутри правых сил всегда будут появляться свои предатели и «оборотни»…

8 Кадр из фильма «Земля картелей»

Награда именно этой картине — обоснованная: документальный конкурс нынче заметно уступал игровому, и сильных историй было немного. Ведь в случае с неигровым кино мало быть просто «милым фильмом» (как очаровательная «Ларисина артель»о которой мы уже писали); здесь перед авторами стоят задачи иного, более глубокого порядка: нужно ведь вскрывать язвы, обозначать проблемы, искать и обличать виновных. В этом плане равноценной значимостью обладала разве что «Гонка на вымирание» (реж. Луи Сайхойос, США), посвящённая экологии и предупреждающая: на Земле идёт шестой этап глобального вымирания. Пятый, когда от удара астероида вымерли динозавры, случился 65 млн лет назад; сегодня в роли нового астероида выступает непосредственно человечество… Прочие режиссёры разрабатывали темы не столь масштабного характера — если, конечно, не принимать всерьёз работу документалиста Майкла Мэдсена «Пришествие» (Дания), посвящённую якобы уже состоявшемуся визиту на нашу планету инопланетян…

9 Кадр из фильма «Метод ведения наблюдения снайпером»

Приз за лучшую короткометражку жюри Московского кинофестиваля присудило южнокорейскому «Методу ведения наблюдения снайпером» (реж. Ким Юхна) — безмолвной притче о том, что нет смысла убивать человека, который и без того уже намерен покончить с собой. Лучше оставить ему жизнь — чтобы он страдал и мучился.

Ещё несколько лет назад подобная дилемма стояла и перед самим ММКФ — вернее, перед зрителями, приходившими в кино, перед критиками, это кино анализирующими. Вопрос, зачем нам нужен столь масштабный смотр посредственных фильмов, поднимался год от года — и были те, кто выступал за то, чтобы отказаться от него вовсе. Тем не менее, фестивальная команда не отступала — но не потому, что хотела и дальше страдать, а потому, что была нацелена на то, чтобы выправить ситуацию к лучшему.

И это у них получилось. Не сразу, движение шло медленно, постепенно. Но оставленная фестивалю жизнь всё-таки принесла свои плоды — в виде интересных, обстоятельно продуманных конкурсных и внеконкурсных программ, в виде фильмов, на которые оказалось не жаль потраченного времени. И за это фестивалю спасибо.

10 Большое жюри 37-го Московского кинофестиваля. © Пресс-служба ММКФ