Военное дело Наука и техника Технологии

Ведущий производитель вертолётов займётся новейшими беспилотниками

0 2751

«Ридус» не раз обращал внимание, что в силу целого ряда обстоятельств Соединённые Штаты оказались в аутсайдерах мировой гонки беспилотников, пропустив вперёд Китай, Россию, Турцию, Украину и целый ряд других стран.

Однако это вовсе не означает, что сегодня США находятся на обочине данной гонки. Пентагон решил подойти к теме с другой стороны и сделать акцент на тех аспектах, которые в силу различных причин интересуют США более всего.

Поскольку в качестве основного потенциального противника Вашингтон рассматривает Китай, а вероятным театром военных действий (ТВД) в этом случае станет Азиатско-Тихоокеанский регион, то и требования Пентагона к БПЛА значительно отличаются от предъявляемых на нынешних ТВД на Украине и Ближнем Востоке.

От вертолётов к БПЛА

Nomad (скриншот из видео). © Sikorsky

На днях компания Sikorsky анонсировала целое семейство беспилотников вертикального взлёта и посадки (СВВП), все из которых используют общую конструкцию с хвостовым расположением и двумя винтами.

Ранее компания демонстрировала и проводила лётные испытания подобной конфигурации «крыло с ротором». Однако новое семейство БПЛА под названием Nomad включает в себя всё более крупные аппараты, вплоть до размера вертолёта средней грузоподъёмности S-70 Black Hawk, предназначенного для морских и наземных задач.

С точки зрения боевых действий Nomad представляет собой тактическую беспилотную платформу, способную взлетать и садиться с ограниченных и неподготовленных мест, включая палубы кораблей, крыши домов и лесные поляны. Низкая акустическая заметность, увеличенная дальность полёта и способность летать практически незаметно делают его весьма подходящим для глубокой разведки или поддержки точечных ударов. В экспедиционных операциях Nomad может обеспечить поставку по требованию распределённых подразделений без необходимости использования незащищённых конвоев или уязвимых центров снабжения.

Военные задачи, которые могут быть выполнены аппаратами семейства Nomad, включают в себя разведку, лёгкие атаки противника, логистику в сложных условиях. Данное обстоятельство отражает растущее внимание Пентагона к независимости от взлётно-посадочных полос. Это может оказаться весьма полезным в будущих оперативных ситуациях, когда традиционная инфраструктура авиабаз может быть разрушена или просто недоступна.

«Nomad представляет собой новый прорыв для Sikorsky и следующее поколение автономных дронов с длительным сроком службы. Действуем в соответствии с отзывами Пентагона, применяя оперативный подход и создавая семейство дронов, которые могут взлетать и приземляться практически где угодно и выполнять поставленную задачу. Всё это автономно и под управлением солдат, морских пехотинцев, моряков и лётчиков», — отметил директор по перспективным программам компании Дэн Шидлер.

Для каждого представителя семейства Nomad конструкция с двумя винтами сочетает в себе характеристики вертикального взлёта и посадки вертолёта со скоростью и дальностью полёта самолёта.

Базовая конфигурация включает длинное прямое крыло с двумя пропеллерами. Дрон взлетает и приземляется, как вертолёт, а затем переходит в горизонтальный полёт для длительных полётов. Аппарат может зависать в воздухе, как вертолёт. Данное условие делает его подходящим для задач пожаротушения с воздуха и снабжения.

Четыре разновидности

Nomad (скриншот из видео). © Sikorsky

На опубликованном Sikorsky рендере показано четыре различных размера дрона Nomad, хотя возможны и другие варианты. Различные размеры обеспечивают разные характеристики скорости, дальности и грузоподъёмности.

В меньшей линейке беспилотников Nomad будут использоваться преимущественно гибридные электрические силовые установки, отличающиеся особой экономичностью. Более крупные варианты станут оснащаться традиционным двигателем. Планируется использовать технологию автономного управления MATRIX, разработанную Sikorsky совместно с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Данная технология испытана на вертолёте Black Hawk.

Самый маленький на данный момент дрон Nomad 50 проходит расширенные лётные испытания. Размах крыльев аппарата составляет три метра.

Компания заявляет, что разрабатывает более крупный Nomad 100 — дрон группы 3 с размахом крыльев 5,5 метров. Сейчас машина проходит наземные испытания. Первый полёт ожидается в ближайшие месяцы. Группа 3 включает в себя беспилотники весом от 25 до 60 килограммов.

Далее планируется выпуск беспилотника группы 4 для семейства Nomad, грузоподъёмность которого должна составлять около 225 килограммов. Данное условие позволит нести более мощные сенсоры и более тяжёлое вооружение — например, четыре ракеты Hellfire или две бомбы малого диаметра (SDB).

«Используем термин „семейство“, чтобы обозначить ключевое свойство проекта в виде способности масштабироваться от небольшого БПЛА группы 3 до габаритов, эквивалентных вертолёту Black Hawk», — пояснил вице-президент и генеральный директор Sikorsky Рич Бентон.

Аппараты на все случаи жизни

Nomad (скриншот из видео). © Sikorsky

Полученное в результате семейство беспилотников Nomad будет представлять собой адаптируемые, универсальные, независимые от взлётно-посадочной полосы летательные аппараты, способные выполнять наземные и морские задачи в сфере обороны, национальной безопасности, лесного хозяйства и гражданских организаций.

Nomad — это фактор повышения боеготовности, дополняющий задачи вертолётов вроде Black Hawk для сохранения стратегического преимущества в Индо-Тихоокеанском регионе и в более широких регионах.

Общаясь с журналистами, Бентон сказал, что большинство миссий новых БПЛА будет относиться к группам 3 и 4. Из них группа 4 охватывает дроны весом более 600 килограммов, работающие на высоте обычно ниже 5,5 километров над уровнем моря.

Директор по стратегии и развитию бизнеса Sikorsky Advanced Programs Рэмси Бентли считает, что Nomad группы 3 станет выполнять те же задачи, что и RQ-7 Shadow, сосредоточившись на бригадной разведке, наблюдении и рекогносцировке (ISR).

Nomad группы 4 будет по размеру ближе к MQ-1C Gray Eagle и станет обладать аналогичными возможностями, используясь на уровне армии, дивизии и корпуса.

Оба аппарата ориентируются на разведку и наблюдение, но при этом смогут использовать кинетические и некинетические методы атаки.

Дроны могут запускаться с наземных или морских платформ, пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Запускаемые устройства могут нести различную полезную нагрузку, включая кинетические боеголовки, активные и пассивные средства наблюдения, ложные цели и постановщики помех.

Дешёвая альтернатива вертолёту

Nomad (скриншот из видео). © Sikorsky

Беспилотники Nomad станут выполнять задачи, присущие традиционным пилотируемым вертолётам. Некоторые задачи пилотируемых вертолётов вроде разведки и наблюдения могут быть переданы Nomad, в том числе разведка и наблюдение.

В качестве шага к созданию нового семейства беспилотников компания Sikorsky запустила уменьшенную версию — RBW-5 (что означает «крыло с ротором») в качестве чисто электрического демонстрационного образца малого масштаба, который теперь известен как Nomad 50.

Это один из проектов, отобранных для программы DARPA и позже отложенных AdvaNced airCraft Infrastructure-Less Launch And RecoverY (ANCILLARY).

Что касается будущего беспилотника Nomad группы 4, он всё ещё находится на чертёжных планшетах Sikorsky, но уже прошёл предварительную экспертизу. Контракт на него пока не подписан, однако директор Sikorsky Innovations Игорь Черепинский подтвердил, что компания ведёт переговоры и планирует построить демонстрационный образец.

Техническое обслуживание БПЛА в полевых условиях должно стать более простой задачей благодаря высокой степени модульности Nomad, включая, например, силовой модуль, который, по словам Черепинского, «по сути, представляет собой систему, которую можно снять и заменить».

В целом семейство дронов Nomad, ориентированное на эксплуатацию в суровых условиях и возможность взлёта и посадки с военных кораблей и других ограниченных пространств, явно ориентировано на стремление Пентагона увеличить независимость взлётно-посадочных полос, особенно на Индо-Тихоокеанском театре военных действий.