Кино

Вэл Килмер: каким он парнем был

12 830

На этой неделе в прокат вышел новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Между». В главной роли – Вэл Килмер. Потолстевший, обрюзгший, оплывший -  не поверишь, что ему всего 52 года и что еще совсем недавно он числился в ряду мировых секс-символов. Разумеется, несмотря на разительную перемену в образе, он все такой же талантливый, каким был и раньше. А в том, что его карьера давно покатилась под гору – так не один он в этом, увы, виноват. Система голливудская безжалостна: редкая «звезда» вечна. Тем не менее, фильмы, в которых когда-то блистал Вэл Килмер - остались. Ридус решил воспользоваться поводом и вспомнить – каким он парнем был.

Успех актеру принесла уже самая первая его киноработа – в пародийной комедии «Совершенно секретно!» (1984). Джим Абрахамс и братья Цукеры прославились, высмеивая штампы голливудского кино – и здесь они вволю издеваются над жанром шпионских фильмов. 23-летний Килмер играет рок-певца (пророческий образ!), который оказывается втянут в самую пучину заговора, где есть и смертоносное оружие, и гнусные спецслужбы, и храбрые бойцы сопротивления. Глупый фильм, но смешной; а в сравнении с сегодняшними пародиями – так даже и не глупый. Отдельно стоит отметить совершенно потрясающий танцевальный номер в стиле рок-н-ролл в исполнении Килмера, где он невероятно талантливо и с поистине феноменальной пластикой копирует сценический образ Элвиса Пресли.

«Лучший стрелок» (1986) – если и не самый лучший фильм 80-х, то, по крайней мере – один из самых знаковых. Да, критика прошлась по нему подобно асфальтоукладчику, но зрительская любовь – выше этого, и этой любви у «Топ Гана» - хоть отбавляй. Начинающий режиссер Тони Скотт и еще не сделавший себе мирового имени продюсер Джерри Брукхаймер сотворили идеальный развлекательный продукт – где всего в меру, пропорции соблюдены верно и публика получает максимум удовольствия. И хотя главную роль они отдали Тому Крузу, в истории, где два пилота пытаются друг друга перепилотить, образ соперника должен был быть выписан особенно тщательно. И Вэл Килмер постарался на славу – его Айсмэн если в чем и уступает Мэвирику, то явно в вещах не самых принципиальных.

Любой кадр из «Дорз» (1991) неизменно заставляет задуматься: кто это – настоящий Джим Моррисон или все же Вэл Килмер? Сходство – поразительное. Но актер оказался не просто внешне похож на легендарного певца – для фильма он «поймал» и внутреннее содержание этой незаурядной личности. Перевоплощение настолько уникальное, что при просмотре фильма то и дело задаешься вопросом: а не не документальные ли это съемки?.. Однако, как ни покажется это странным, по-настоящему великая роль не принесла ее исполнителю никаких наград. Что ж, бывает и так. Утешает лишь то, что картина заслуженно обрела статус культовой – и находит своего зрителя в каждом новом поколении. А сам Килмер спустя пару лет сыграл еще и Элвиса Пресли – в эпизодической роли в «Настоящей любви» Тони Скотта, снятой по сценарию Квентина Тарантино.

Две серии «Бэтмена» Тима Бертона пользовались огромным успехом, но ремесленник Джоэл Шумахер, по общему мнению, «завалил» популярную франшизу. Килмер сыграл Брюса Уэйна всего лишь раз – в ленте «Бэтмен навсегда» (1995) - но этого хватило, чтобы позорное клеймо отпечаталось на всю жизнь. Или оно не настолько уж позорное? Джордж Клуни, сменивший его на этом посту - тот после Бэтмена «выжил», а Кристиана Бэйла, подхватившего упавшее знамя в новой реинкарнации героя, так и вовсе на руках сейчас носят. В чем же не повезло Килмеру? В том, что одеяло перетянули на себя куда более выигрышные злодеи в исполнении Томми Ли Джонса и Джима Кэрри? Или виной всему появившийся здесь Робин? Вопрос остается открытым. Но именно после этого фильма, обещавшего сделать актера суперзвездой, творческий путь Килмера стремительно пошел под уклон.

Последним фильмом, где Вэл Килмер сыграл серьезную роль, стала «Схватка» Майкла Манна (1995). И пусть большую часть картины держали на своих плечах такие титаны, как Аль Пачино и Роберт Де Ниро, Килмер был не просто третьим в титрах. Сыгранный им «второплановый» персонаж то и дело заслуженно выходил на первый план. Сцена, в которой Крис уходит из полицейской засады благодаря своей жене, стала, пожалуй, одной из лучших любовных сцен в истории современного кино.

После были, конечно, и «Александр», и «Море Солтона», и «Спартанец» - но всё это были уже остатки былого величия, танцы на осколках рухнувшей карьеры. Что послужило причиной этого краха? Однозначно ответить трудно. Можно винить голливудскую систему, можно – характер самого актера. Вроде бы Вэл Килмер никуда и не пропадал – напротив, сыграл за последние 15 лет где-то в шестидесяти картинах. Просто роли стали не те – да и сами фильмы заметно хуже (а некоторые были и вовсе полным трэшем наподобие малобюджетной поделки «Москва Зеро»).

И, если честно, вряд ли «Между» станет тем прорывом, который сможет вернуть артиста на высокую орбиту. Но, тем не менее – это главная роль у самого Копполы! А это хоть что-то, да значит. По меньшей мере, за эту роль Вэлу Килмеру никогда не будет стыдно. Да, он был славным парнем и у него были прекрасные годы – но он и сейчас еще вполне ничего. Вот похудеет только – и снова будет совсем молодец.