Величайший сырьевой бум XXI века закончился. Железная руда погрелась на солнышке высоких цен, но теперь её ждёт буря, считает обозреватель Bloomberg Хавьер Блас.
По его словам, этот металл больше всего выиграл от экономического бума в Китае за последние 25 лет. С конца 1990-х по начало 2024 года цены на железную руду подскочили почти в десять раз — больше, чем на любой другой крупный товар. Объём торгов вырос в три раза. Австралийские сырьевые магнаты стали миллиардерами, а горнодобывающие компании — любимцами Уолл-стрит, пусть и ненадолго. Разгорелись ожесточённые судебные баталии за контроль над последними нетронутыми месторождениями полезных ископаемых.
Теперь этот бум пошёл на спад. Стоимость железной руды, из которой делают сталь, упала ниже 100 долларов за метрическую тонну, что на 55% меньше исторического максимума в 220 долларов за тонну, установленного в 2021 году. Дальнейшие перспективы выглядят мрачными, поскольку спрос на сталь в Китае достиг пика. В чём причина? Сдвиг его экономической модели в сторону услуг и отход от крупных инвестиций и жилищного строительства.
Во время предыдущих экономических спадов Пекин спасал свою экономику, раздувая сектор строительства за счёт долговых обязательств. Это стимулировало спрос на сталь. Однако эксперт сомневается, что Китай поступит так в этот раз.
На прошлой неделе Ху Вангмин, председатель правления China Baowu Steel Group, крупнейшего в мире производителя стали, предсказал «суровую зиму» для отрасли — затяжную и трудную. Поскольку Китай производит более половины стали на планете, это имеет огромное значение для отрасли во всём мире.
Другие страны тоже могут стать локомотивами роста спроса на сталь. Наиболее очевидный кандидат — Индия. Но она обладает огромными внутренними запасами руды и, вероятно, в ближайшие годы будет обходиться без импорта.
Спад спроса на сталь не будет означать катастрофу для железной руды. Речь идёт о плавном снижении, а не обвале, да и потребление стали в Китае в ближайшие годы останется на высоком уровне. Стране по-прежнему требуется много стали для производства потребительских товаров — от новых автомобилей до холодильников и многого другого.
Но замедление темпов роста в Китае накладывается на запуск нового поколения крупных шахт в Австралии и Африке. Это означает, что рынок железной руды, уже перенасыщенный предложением в первой половине этого года, останется с профицитом в 2025, 2026, 2027 и, вероятно, 2028 годах. Австралийский кредитор Macquarie Bank Ltd. говорит, что текущий профицит является «одним из худших» за всю историю.
В среднесрочной перспективе цены на железную руду должны упасть. Насколько низко? Это во многом будет зависеть от того, будут ли вовремя запущены в эксплуатацию новые рудники и восстановится ли хоть немного сектор недвижимости Китая.
Пока что цены на железную руду примерно на 700% выше средней цены 12,5 долларов за тонну в 1980–2000 годах. Это позволяет ведущим производителям по-прежнему зарабатывать много денег. Но если цены упадут до 50 долларов, их положение пошатнётся, что может открыть двери для слияний и поглощений, вероятно, во второй половине десятилетия.
Крупные компании утверждают, что многие добывающие предприятия третьего эшелона имеют издержки, близкие к 80–100 долларам за тонну, и окажутся на грани банкротства, если цены упадут ниже текущего уровня. Но к 50 долларам за тонну они приблизятся только в том случае, если переизбыток предложения будет значительным, что затронет уже добытчиков второго уровня с затратами от 60 до 80 долларов за тонну.
Аналитик не ожидает возвращения к рынку сверхнизких цен, как до 2000 года, когда железная руда обычно переходила из рук в руки по цене менее 15 долларов за тонну. Но шахтёрам пора забыть о росте цен более чем на 200 долларов за тонну. Даже средняя цена в 90 долларов за тонну за последние два десятилетия находится под угрозой.