Авто

Велосипедная жизнь Торонто

1 532

Я умею кататься на велосипеде. Научился этому в возрасте 4 лет, собственноручно скрутив со своего "Зайки" эти смешные маленькие вспомогательные колесики. В отрочестве и юности велосипед как-то выпал из моей жизни, ну а в зрелости у меня не было ни желания, ни времени на натирание ягодичных мозолей... Пока я не переехал в Торонто.


Я знаю, что Торонто - не самый развитый (в велосипедном смысле) город на фоне Амстердамов, Барселон, Копенгагенов и даже Чикагов и Монреалей. Но, нечего тут лукавить, по сравнению с родным Киевом, Торонто - велосипедный рай. Одолжив для тестирования велосипед у родственников, мы достаточно быстро поняли, что без двухколесного коня мы в этой Канаде просто не выживем. Был срочно приобретен один велосипед (мне), а второй по инерции взят в долгосрочную аренду. Велопрогулки стали регулярным делом, мы стали осваивать прилегающие к нашему месту жительства трейлы (веломаршруты).

Кручу, кручу, кручу, педали кручу.
С горы, с горы, с горы как птица лечу.
Спешу, спешу, спешу, спешу налегке
Навстречу радуге-дуге.
01.

С трейлов и начнем. На официальном веб-сайте города Торонто лежит официальная карта вело-дорожек. Там же дана ссылка на замечательный ресурс, который позволяет велосипедисту спланировать маршрут из точки А в точку Б, получить информацию о ближайших вело-сервисах, вело-магазинах и вело-арендаторах. Оба ресурса покажут и расскажут, какие участки маршрута пролегают по парковым дорожкам, какие - по выделенным велосипедным, где придется делить дорогу с автомобилями и т.д. У нас всегда под рукой бумажный вариант карты на случай непредвиденной развилки. Трейлы обычно ухожены и сопровождаются достаточным количеством информационных материалов в виде щитов с картами, указателей и табличек. Очень удобно.
02.
03.
04.

Исколесив в округе все вдоль и поперек, мы не ленились пользоваться местным общественным транспортом. Как ни странно, муниципалитет города понимает и поощряет велопрогулки (пусть и не в полной мере), поэтому каждый автобус в Торонто оснащен специальным велосипедным багажником, расположенным на "морде". Алгоритм пользования услугой достаточно прост:
1. едешь до ближайшей автобусной остановки, ждешь автобуса;
2. автобус наклоняется перед тобой — водитель при помощи пневмоподвески опускает переднюю часть автобуса, чтобы тебе было удобнее;
3. водружаешь велосипед на багажник, фиксируешь специальными креплениями;
4. если не получается, водитель в белых перчатках выходит и помогает тебе;
5. улыбаешься водителю, оплачиваешь проезд (стандартный тариф, за велик платить не надо), едешь до нужной остановки;
6. при выходе благодаришь водителя, снимаешь велосипед с багажника;
7. катаешься, получаешь удовольствие, радуешься жизни.
05.

Потом, немного осмелев, мы попытались сделать вылазку посерьезнее - позапихивали велосипеды в машину и поехали кататься на острова. Это было, конечно, экстремально.Я имею в виду не прогулку, а перевозку великов. Сразу же после этого был куплен велобагажник, и теперь мы не стесняемся ездить по городу с парой железных коней наперевес.
06.

- Как называют велосипедистов водители фур и автобусов?
- Хрустики.

Иногда трейл может выходить на автомобильную дорогу, где зачастую есть выделенная велосипедная полоса, но иногда приходится делить дорогу с автомобилистами. Как я говорил, это всегда обозначено на велокартах, на которых, кстати, я столкнулся с незнакомым доселе словом sharrow. Оказывается, это нововыдуманное слово (используется, в основном, в Канаде, США и Австралии), означает shared lane marking, т.е. дорожная разметка, напоминающая всем о том, что велосипедисты делят эту дорогу наравне с автомобилистами. Это не выделенная полоса, это обычная автомобильная полоса движения, на которую нанесены знаки, подсказывающие велосипедистам их право занимать всю полосу, а не жаться справа к обочине.
07.

Вообще вокруг этой ситуации у меня был долгий интересный спор в интернетах. Понятное дело, что местные и пост-советские реалии в этом вопросе кардинально различаются, причем не только на практическом уровне (наличие дорожек и полос для велосипедистов), но и в правовом поле. Возьмем пункт ПДД РФ: "24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее." Известно, что законодательная норма в своей основе перекочевала еще из советских времен. Несмотря на 21-й век и скачок в развитии транспортной инфраструктуры и всего, что связано с автомобилевождением, велосипеды и их владельцев по-прежнему приравнивают к гужевому транспорту и вьючным животным. Я так понимаю, что в глазах ПДД-писателей велосипедисты, выехавшие на дорогу, в лучшем случае выглядят так:
08.

В украинских ПДД (ПДР) смысл остается тот же (пункт 11.14) - всегда прижимаемся вправо. Но, в отличие от российских правил, у нас хотя бы есть отдельный (от перегонщиков скота) раздел для велосипедистов и мопедоводов (мопедистов? мопедчиков? мопедителей?). Ура, это хотя бы первый шаг в верном направлении. Но хоть раздел и отдельный, да практических особых отличий там нет.

Теперь посмотрим, что говорят нам онтарийские правила дорожного движения (оригинал тут): "Велосипедисты и мопедуны должны стараться ехать на расстоянии 1 метра от обочины или припаркованных автомобилей или настолько близко к правому краю дороги, насколько это практически удобно. При этом они имею право занимать любую часть полосы, если это необходимо из соображений безопасности, например при объезде препятствий, люков, ливневых стоков; для пересечения трамвайных или ж/д рельсов под углом в 90°; а также для того, чтобы предотвратить опережение сзади идущими автомобилями при недостаточно широкой полосе." Уже не первый раз готов приводить пример, когда влияние здравого смысла заметно невооруженным глазом. Правила регулируют и рекомендуют велосипедистам самим решать - безопасно ли, комфортно ли они себя чувствуют на краю дороги, когда мимо них проносятся автомобили.

Так вот, возвращаясь, к слову sharrow, это такие полосы (а точнее разметка на дороге), где присутствует оживленное велосипедное движение, но ширина полосы недостаточна, чтобы делить ее с автомобилями. Поэтому в таких местах наносится дорожная разметка (изображение велосипедиста с двумя V-образными стрелками, наподобие шеврона), напоминающая велосипедистам, что они имеют полное право (и должны им пользоваться, т.к. это вопрос безопасности) занимать всю полосу. Также разметка подсказывает, какую часть полосы лучше занять, чтобы не быть оставленным внезапно открывшейся дверью припаркованного автомобиля. Автомобилистам эта разметка напоминает, что они должны опережать велосипедистов на достаточном с точки зрения безопасности расстоянии.

Вот ниже хороший пример реализации велосипедного движения в городе. Можно долго рассматривать эту фотографию. Пояснения: крайние полосы справа с ромбом и велосипедом - выделенные для велосипедистов полосы, значок велосипеда перед светофором - напоминание автомобилистам, что они делят дорогу с велосипедистами. Двойные стрелки на самом перекрестке - это те самые sharrow - тут они просто продолжают выделенную полосу, попутно подсказывая всем участникам движения, как правильно располагаться на дороге на данном перекретске.
09.

Да, сейчас набегут жители торонтовского даунтауна и напомнят мне о том, как все плохо с выделенными дорожками в центре, как наш мэр усиленно уничтожает велосипедное движение, как часты стали случаи ДТП с участием велосипедистов. Увы, не могу не согласиться, что ситуация далека от идеальной. Все познается в сравнении, и я согласен, что Торонто надо равняться на уже упомянутые Копенгагены или даже Роттердамы. Надеюсь, что этот или другой мэр поактивнее будет заниматься вопросами велодвижения в нашем городе. Ну а Москво-Киевам, главное, не гордиться преимуществом над Исламабадом или Мапуту, а не стесняться перенимать чужой опыт. Слишком много вокруг городов, с которых нам стоит брать пример в подобных вопросах.
10.College St. Cyclist by Mike Hutch (mikehutch711) on 500px.com
College St. Cyclist by Mike Hutch

Дело в том, что я лично пользуюсь велосипедом в рекреационно-развлекательных целях, т.е. катаюсь ради удовольствия и отдыха (об этом подробнее - во второй части). Но в центре города велосипед - это полноценный вид транспорта, порой наиболее удобный и быстрый. Тысячи людей пользуются велосипедами ежедневно, чтобы добираться на работу, ездить по магазинам. И им, конечно, положение дел не кажется таким радужным. К сожалению, я плохо подготовился к этой стороне вопроса. Во-первых, из-за отсутствия практической необходимости пользоваться велосипедом в этом смысле. Во-вторых, из-за проживания на окраине. Поэтому практики мало, перейду к теории.

Не стоит забывать, что перемещение по городу на велосипеде подпадает под свои муниципальные законы, ну а при выезде на дорогу общего пользования - и под ПДД. Как говорится, любишь кататься, люби и правила соблюдать. Как всегда, в Канаде (в Торонто, в частности) с этим все достаточно строго.
11.
Фото: ©Tom Podolec

Вот небольшой список на тему, что такое хорошо, а что такое плохо (расценки могли измениться, но смысл передан правильно):
- неостановка на знак СТОП или запрещающий сигнал светофора, проезд по односторонней улице в неправильном направлении - $85;
- несигнализирование руками о маневрах - $85;
- непропуск пешеходов на переходе, пересечение перекрестков по пешеходному переходу верхом на велосипеде - $85;
- неостановка на положенном расстоянии позади трамвая при высадке/посадке в него пассажиров - $85;
- неостановка/проезд мимо школьного автобуса при зажженых сигнальных огнях, сообщающих о высадке/посадке детей - $400;
- отстуствие катафот или габаритных огней - $20; 
- отсутствие звоночка - $85;
- выезд на хайвей или фривей - $85;
- перевоз пассажиров(пассажирок) на раме (на необорудованных для этого велосипедах) - $85;
- и т.п. - тоже $85.

Ну и напоследок еще немного об организации велосипедного движение в центре города. Торонто - крупный мегаполис с очень оживленным и загруженным даунтауном. Конечно, пробок типа московских тут не видели, но тягучки серьезные бывают. Как я уже говорил, очень много людей активно пользуются велосипедами в качестве основного вида транспорта - добраться на работу, съездить за покупками и т.д. Сравнительно недавно (практически год назад - в мае 2011г) в Торонто пришел монреальский сервис BIXI - прокат велосипедов. В центре города были установлены 80 станций, на которых приютились более 1000 велосипедов. За определенную плату (не такую уж и маленькую) в любое время суток можно взять на прокат удобный велосипед для перемещения по городу. Сдать его можно на любой другой станции Bixi. Конечно же, существуют и абонементы для тех, кто пользуется услугами сервиса на постоянной основе.
12.

Фотография из Википедии, представленная выше, наверное, была сделана в самом начале существования услуги, т.к. на данный момент я редко встречал столь непопулярные станции. Обычно велосипедов или вообще нет, или совсем немного - сервис стал очень популярен. Согласно пресс-релизу за год было выполнено более 518 тысяч поездок, почти 5 тысяч человек стали членами сообщества и еще более 40 тысяч человек пользовались сервисом без оформления членства.

13.Bixi Bikes in Montreal by Tim Snow (timsnow) on 500px.com
Bixi Bikes in Montreal by Tim Snow

Bixi родился в Монреале, как часть муниципального плана по оптимизации движения в городе. Проект был запущен в 2009 году в Монреале в виде 300 станций и 3000 велосипедов, позже услуга распространилась на Оттаву, Мельбурн, Миннеаполис, Лондон, Торонто и Бостон. Этим летом планируется открытие 600 станций с 10000 единиц передвижной техники в славном городе Нью-Йорк. Ну и обязательно стоит упомянуть, что все док-станции оснащены солнечными панели, которые и я вляются основным источником энергии для платежного терминала и системы замков.

Ну а о развлекательно-отдыхательной пользе велосипедных прогулок я постараюсь рассказать во второй части...



Вторая велосипедная часть


Курение в Канаде


Алкоголь в Канаде


Автомобили в Канаде


Выпуск новостей


Дисклеймер: информация, публикуемая в рубрике "Канада для чайников" подается "as is" (как есть), выводы и мнения не претендуют на истину в последней инстанции, так как базируются на личных и сугубо личных впечатлениях и ощущениях. Тем не менее, автор старается быть "поближе к правде", факты не гипертрофируются, не искажаются и не подгоняются под какие-либо цели или замыслы. Статьи могут редактироваться по мере получения дополнительной информации из сторонних источников (таких как, комментарии читателей, например) для более полного и правдивого представления материала. В связи с недостаточно большим канадским жизненным опытом автора в подаваемой информации возможны пробелы, огрехи, личностные заблуждения и даже (о, ужас!) недостоверные данные, о чем читатель заранее уведомляется сим параграфом. Также следует держать в уме, что, несмотря на название рубрики, информация касается, в основном, провинции Онтарио и города Торонто в частности.