Потомкам летчика Валерия Чкалова не удалось захватить чужую недвижимость, закон оказался выше больших связей и громких фамилий.
«Ридус» уже писал о завязке этой истории, она началась давно, и чтобы собрать картину воедино, вернемся в тридцатые годы прошлого столетия.
15 декабря 1938 года любимец Сталина и всего Советского Союза герой-летчик Валерий Чкалов трагически погиб при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Когда пришла новость о гибели Чкалова, его жена, Ольга Эразмовна, находилась на третьем месяце беременности. Сыну Игорю тогда было около 10 лет, дочери Валерии 3 года.
После гибели летчика Постановлением СНК СССР в 1938 году, его семье — матери, жене и детям была предоставлена в пользование дача в Серебряном Бору, пенсия, водитель с казенным «паккардом». Жила семья в те времена в подаренной государством 125 метровой квартире в центре Москвы.
Мемориальный дом, где родился и вырос Валерий Чкалов в Чкаловске
Постепенно дача стала постоянным местом проживания для многочисленных родственников летчика и превратилась в небольшую деревню с многочисленными постройками. В начале 90-х ОАО «Мосдачтрест», как балансодержатель, приватизировало дачу в установленном порядке. Затем собственник долгие годы занимал нейтральную позицию и молчаливо содержал ораву родственников летчика. Уже сегодня становится понятным, почему — как известно, есть вещи и люди, которых лучше не трогать.
Подобное отношение к себе потомки Чкалова ошибочно расценили как безволие и решили пойти ва-банк, а именно — заполучить дачу и землю в свою собственность. Однако суды признали их претензии необоснованными и отказали в исках.
Позже журналисты нашли у «бедных родственников» летчика несколько собственных элитных квартир в центре Москвы. Конечно, дача в Серебряном Бору более престижный вариант для жизни среди богатых, влиятельных и высокопоставленных. И с каждым новым поколением потомки летчика стали забывать, что фактически дачу дали в пользование жене Чкалова и его детям, а сам он там никогда не был. Родина героя находится в нижегородском Чкаловске, где государство основало его дом-музей, еще один музей героя — в знаменитой квартире на Земляном валу.
Фото из мемориального музея Валерия Чкалова в его родном Чкаловске, который включает в себя мемориальный дом, где родился и вырос Валерий Чкалов, и павильон — ангар, в котором экспонируется коллекция самолетов, связанных с его летной деятельностью.
Кабинет Чкалова в квартире на Земляном Валу.
Кабинет Чкалова в квартире на Земляном Валу.
Кабинет Чкалова в квартире на Земляном Валу.
Конечно, многочисленным родственникам летчика гораздо выгоднее и приятнее бесплатно жить в самом дорогом месте Москвы, выдавая дачу за родовое гнездо и музей в одном флаконе.
Фамилия выше закона
В 2020 году АО «БОН Инвестиции», изучив судебные решения и юридическую ситуацию, приобрело участок с дачей, где проживали потомки летчика. Новый владелец предсказуемо столкнулся с угрозами и полным игнорированием своих прав. Пытаясь договориться полюбовно, владелец предлагал Чкаловым сначала в безвозмездное пользование, а затем и в собственность, современные дома на Рублево-Успенском и Новорижском шоссе. Но «фамильные рейдеры» отвергали все варианты, одновременно раздавая многочисленные интервью федеральным телеканалам, которые охотно воспринимали на веру все инсинуации Чкаловых.
Правовая сторона вопроса журналистов не интересовала от слова совсем, что полностью устраивало Чкаловых. Осознав абсурд ситуации, собственник обратился в суд с иском о выселении родственников Чкалова. В ходе судебных процессов было установлено, что на даче проживают всего 13 человек, при этом ни один из них не является членом семьи летчика Чкалова, а единственная дочь летчика Ольга около 20 лет назад съехала с дачи и проживает в собственном загородном доме в Наро-Фоминске.
Поскольку Чкаловым не удалось в судебном порядке «отжать» чужую собственность, они стали думать о других способах. Конечно, они понимали, что пользование — это не владение, это совершенно разные вещи, но всерьез считали, что путь от одного пункта в другой застелен связями и фамилией, а закон… это для всех остальных, не-чкаловых. Проживающие инициируют многочисленные проверки, от полиции до СК РФ, привлекают политиков, чиновников, СМИ и блогеров. В различных кабинетах постоянно звучало — Мы- Чкаловы! От слов переходили и к делу — портили имущество компании и устраивали драки (подтверждающие документы, в частности, судебные решения и постановления по соответствующим делам есть в распоряжении авторов этой статьи).
Неугодные родственники
Ситуация поссорила между собой родственников, вскрылись старые обиды, тайны. Две семьи съехали с дачи, часть третьей — вернулась в элитную квартиру на Новинском, и только один внук летчика не желает покидать насиженное место. «Здесь хранятся ценные архивы и экспонаты моего деда и только я спасаю их от уничтожения» — с мученическим видом поведал он впечатлительным репортерам с канала «Россия 1».
При этом внук летчика постеснялся признаться журналистам в злостном неисполнении судебных решений и производств, алкоголизме, хулиганстве и рукоприкладстве. Родственники Чкалова десятилетиями скрывали темные пятна в биографии, однако заявив о себе через СМИ, получили обратный эффект — журналисты накопали кучу скандальных фактов. Например, информацию о том, что у сына Чкалова было параллельно две семьи.
Первая семья неоднократно пыталась выселить малолетнего сына от любовницы Игоря Чкалова из квартиры на Новинском, но безрезультатно. Но самое горячее было впереди — оказывается Чкаловы ссорятся не только ради метров жилья или из мести, но и из-за неподобающему их «героическому статусу» поведения отдельных родственников. Известно, что родственница Чкалова имеет модельное прошлое и вместе с сестрой снимались обнаженными в журнале Playboy, который был посвящен авиации. И сейчас потомки находятся не в ладах друг с другом: одних не устраивает пьянство и тунеядство, других «недостойное фамилии поведение».
Крутое пике по-чкаловски
Когда в правовом поле не получилось добиться своей цели, Чкаловы решили прибегнуть к ультиматуму через шантаж с прахом летчика. Ольга, дочь Чкалова, обратилась к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с требованием решить вопрос с дачей в пользу ее семьи, иначе потомки Валерия Чкалова заберут прах летчика из Кремлевской стены и перезахоронят его в другом месте.
В письме Ольга не отрицает, что суд встал на сторону прав владельца участка с домом, но обвиняет судебную систему в ее дискредитации. Надо сказать, что и ранее суды, где участвовали Чкаловы, выносили решения не в пользу семьи. Например, потомки судились за товарный знак, но доказать право наследников не смогли.
Выселение
Решением Хорошевского районного суда Чкаловы были выселены, данный вердикт выдержал обжалование ещё в трёх инстанциях, а Верховный суд оставил решение в силе. Суд отметил, что вступившими в силу решениями было установлено, что у Чкаловых не возникало право владения и бессрочного безвозмездного пользования в отношении недвижимого имущества, а судебными актами определено, что у них не имеется законных оснований для возникновения права собственности на земельный участок и дачу по приобретательской давности. При этом Чкаловы имеют иное место жительства, куда и могут вернуться после выселения.
Беззастенчивая монетизация имени и спекуляция на нем ради личной выгоды привели к закономерному финалу. Имея перед глазами прекрасный пример отваги, смелости и чести, родственники Чкалова в алчной охоте за чужой собственностью умудрились растратить весь свой фамильный капитал.