Криминал

Весёлый Роджер 2.0: чем опасно современное пиратство

0 2787

Флибустьеры, корсары, каперы, пираты — всё это название одной профессии, обращающей нас к чему-то древнему и даже фантастическому. А если вспомнить роман Стивенсона «Остров сокровищ» или «Бригантину» Георгия Лепского на стихи Павла Когана «В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса…», то и до романтики рукой подать. Есть даже известные личности в истории, занимавшиеся этим промыслом по каперскому патенту (лицензии) от высочайших особ. Взять хотя бы Фрэнсиса Дрейка (1540–1596) и Джона Хокинса (1532–1595), возведённых за заслуги перед английской короной в дворянство и получивших адмиральские звания от Елизаветы I. Да и Россия-матушка не отставала. На службе у Екатерины II состояли грек Иоаннис Варвакис (1745–1825) и гражданин США Джон Пол Джонс (1747–1792). Их вклад в морские баталии в Эгейском и Чёрном морях против турок способствовал в том числе образованию Таврической области (Крым, Тамань и Кубань) в составе Российской империи.

Но речь пойдёт не о них, тем более что официально с каперством было покончено в 1856 году, когда великие договаривающиеся стороны подписали Парижскую декларацию о морском праве. Мысль о корсарах XXI века пришла в связи с антипиратским учением Grand African Nemo — 2023, которое прошло в октябре в районе Гвинейского залива под руководством ВМС Франции. Новостные порталы не обратили на это практически никакого внимания. Понятно, какая там Африка, тут и поближе проблем хватает. А между тем этот бизнес в некоторых районах Мирового океана себя не исчерпал и даже пользуется популярностью среди местного населения и международных банд.

Вьется по ветру Весёлый Роджер

Пиратство, как известно, возникло в те времена, когда на море появились первые торговые суда. Одна часть человечества занялась добросовестной коммерцией, а другая их грабежом, что тоже считалось одним из дозволенных способов обогащения. И хотя к концу XIX века усилиями морских держав этот род человеческой деятельности удалось почти победить, к середине ХХ столетия Весёлый Роджер (чёрный флаг с черепом и костями, который ассоциируется с пиратством), условно говоря, стал снова появляться в отдельных районах морей и океанов. Известны случаи нападения на торговые и рыболовные суда Советского Союза и других стран.

Женевской конвенцией об открытом море 1958 года, а затем и Конвенцией ООН по морскому праву (КМП-82) под этим явлением стал пониматься неправомерный акт насилия, задержания или грабеж в открытом море против другого судна, или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на их борту вне юрисдикции любого государства (ст. 101). Аналогичные формулировки имеются и в Конвенции о пресечении противозаконных действий на море 1992 года.

Но Конвенция не преграда. На практике проблемой пиратства длительное время целенаправленно почти никто не занимался, пока она не стала нарастать как снежный ком. Как отмечается в Большой российской энциклопедии, одной из причин этого стало сокращение военно-морского присутствия ведущих государств в судоходных районах Мирового океана из-за окончания холодной войны. Уже в 1991 году было зарегистрировано 107 пиратских нападений на морские суда, а в 1998-м — 210 с гибелью гражданских моряков. «Прогресс» был очевиден, ну а дальше — ещё больше.

Статистика пиратских нападений в 1998–2013 годах по данным Международного морского бюро (IMB). Инфографика автора.

В целях оповещения о пиратской активности в 1992 году в малайзийском Куала-Лумпуре при Международном морском бюро был создан Центр информации о пиратстве. Сведения о нападениях собирались от судовладельцев, но делились ими не все, некоторые предпочитали схемы с выплатой отступных. Основными районами пиратства становились Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море, Западная Африка, Индийский океан и Восточная Африка, Южная Америка и Карибское море.

Наибольшую известность современный пиратский промысел получил в 2008 году в связи с событиями у побережья Сомали, когда он стал составлять почти половину от общего числа инцидентов. По этому поводу состоялось несколько заседаний Совета безопасности ООН, в результате была сформирована международная коалиция для борьбы с этим явлением. Автору статьи довелось участвовать в принятии некоторых решений по данной тематике, хотя первое восприятие полученной «сверху» задачи было странным. В самом деле, Заполярье и берег Африканского рога трудно совместимые понятия, но спустя всего год проблема появилась гораздо ближе.

В конце июля 2009 года в Балтийском море группой лиц был захвачен лесовоз Arctic Sea под флагом Мальты, однако известно об этом стало в начале августа, когда злодеи потребовали выкуп. Судно, построенное в 1991 году в Турции по заказу СССР, принадлежало компании Malta Arctic Sea Ltd, а 100% её акций — финской Solchart, владельцем которой оказался гражданин России Виктор Матвеев. Направлялось оно в Алжир. Лихо закручен сюжет, не так ли? Впрочем, в гражданском флоте и не такое бывает — образование получают в своей стране, а работают под удобным флагом. Такие вот «граждане мира» с паспортом моряка, а когда прижмёт, на SOS спешат товарищи под Андреевским флагом. Так случилось и в этот раз. Команда состояла из 15 россиян, и владелец обратился за помощью в Москву.

Лесовоз Arctic Sea. © en.wikipedia.org.

К поиску привлекли сторожевой корабль Черноморского флота «Ладный», выполнявший в эти дни межфлотский переход на Балтику. Пропажу нашли у берегов Кабо-Верде с помощью системы морского мониторинга штаба Вооруженных сил НАТО в Европе, с которым было налажено взаимодействие через постпреда России при этой организации Дмитрия Рогозина. Захватчиками оказалась интернациональная группа лиц из граждан Эстонии, Латвии и России. Понятно, что преступность — удел не только слабо развитых государств, но кто бы мог подумать, что Балтика попадёт в список флибустьерских морей? Столь беспрецедентный случай мог способствовать разрастанию проблемы во вселенском масштабе, поэтому международные усилия с мандатом ООН были необходимостью.

Флоты всех стран, объединяйтесь!

Уже в октябре 2008 года в район Африканского рога был развёрнут сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота. С этого момента мы присутствовали там постоянно более десяти лет на ротационной основе от всех флотов, а после снижения пиратской активности перешли на периодическое выполнение задач по борьбе с пиратством.

Параллельно проводились операции Allied Provider, Allied Protector, Ocean Shield (все НАТО с октября 2008 года по декабрь 2016-го) и Atalanta (ЕС, с декабря 2008-го по настоящее время). В январе 2009 года к решению этой задачи подключилась многонациональная военно-морская оперативная группа Combined Task Force 151 под управлением 5-го флота США. Помимо стран НАТО и ЕС, в неё входили корабли и авиация ВМС Японии, Республики Корея, Пакистана, Сингапура, Таиланда, Австралии и других государств. Формировались национальные центры по борьбе с пиратством, одним из которых стал, например, MICA CENTER (Maritime Information Cooperation & Awareness Center) ВМС Франции в Бресте. И хотя антипиратские действия проводились международным сообществом не по единому замыслу и плану и не под единым командованием, результаты были. Охрана судов выполнялась разными способами, но иногда приходилось освобождать и уже захваченные.

Например, весной 2010 года в Аденском заливе моряки большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» Тихоокеанского флота освободили танкер «Московский университет» под либерийским флагом — не совсем российский, но с 23 нашими гражданами и 86 тысячами тонн нефти на борту. Припоминаю, что в сентябре 2008 года предпринималась попытка силового освобождения сухогруза «Фаина» под флагом Белиза с экипажем из 17 украинцев, трех россиян и одного латыша. На нём перевозилось 33 танка Т‑72 и другое вооружение из Николаева в Момбасу (Кения). Но владельцы предпочли отдать выкуп в размере 3,2 миллиона долларов, как утверждает «РИА Новости».

После 2011 года количество противоправных действий в отношении торговых судов пошло на спад благодаря не только военному вмешательству, но и принятию некоторых мер по привлечению частных морских охранных компаний (ЧМОК). Но у нас в стране был только не совсем удачный опыт с ЧВК Вагнера, а вот до охраны человеческой жизни на море дело ещё не дошло, хотя с 2014 года предпринималась попытка решения этого вопроса на законодательном уровне.

Статистика пиратских нападений по всем регионам за 2008–2022 годы по данным MICA CENTER. Инфографика автора.

Имеемая разница в статистических данных между IMB и MICA CENTER может объясняться изменениями в пиратской тактике и отличиями в национальном законодательстве.

Флибустьеры и авантюристы меняют тактику

Как уже отмечалось, международные конвенции в определении пиратства предусматривают незаконные действия за пределами территориальных вод прибрежного государства, в которые иностранному военному кораблю, наделённому полномочиями по борьбе с ним, вход воспрещён. Но современные корсары учли не только этот факт, но и то, что ещё проще грабить прямо в портах, а это уже и другая правовая оценка. Например, в России действия, аналогичные пиратству (ст. 227 УК), но совершенные в территориальных водах, квалифицируются как разбой по ст. 162 УК. Изменения в тактике действий пиратов были учтены и Советом безопасности ООН в резолюциях 1816 и 1851, разрешивших пресечение их деятельности в территориальном море, на сухопутной территории и в воздушном пространстве, но только в отношении Сомали и не бессрочно.

Раздельные данные французского MICA CENTER за последние шесть лет наглядно показывают, что если с «классическим» пиратством мировое сообщество как-то ещё справляется, то про грабежи и разбои так не скажешь. Этот вид деятельности особо процветает под носом у США в Латинской Америке и в Юго-Восточной Азии.

В латиноамериканских странах Карибского бассейна преобладают нападения потомков Генри Моргана с целью грабежа судов, стоящих на якоре, и частных яхт в территориальных водах прибрежных государств. Судя по имеющейся информации, борьба с этим явлением находится исключительно под их юрисдикцией, хотя известно, что Береговая охрана (БОХР) США периодически пресекает морской наркотрафик в этих водах.

Статистика инцидентов в Латинской Америке по данным MICA CENTER.

Что касается противостояния с азиатскими корсарами, то оно началось раньше, чем борьба с сомалийскими. Причиной стало увеличение количества пиратских нападений в Малаккском проливе с 25 в 1994-м до 220 в 2000 году. Но так как не всем хотелось иностранного вмешательства в свои дела, Малайзия, Индонезия и Сингапур в июле 2004 года начали с организации постоянного патрулирования пролива своими ВМС. Спустя четыре месяца было заключено Региональное соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP) между 16 странами. В ноябре 2006 года в Сингапуре был официально открыт Центр обмена информацией ReCAAP (ReCAAP ISC). Сейчас в соглашение входит двадцать одно государство — четырнадцать азиатских, пять европейских (Великобритания, Германия, Норвегия, Нидерланды и Дания), Австралия и США. Как же без них?

Статистика инцидентов в Юго-Восточной Азии по данным MICA CENTER.

Как видно, борьба продолжается, победа над классическим пиратством почти достигнута и за последние три года количество нападений с целью захвата торговых судов стало носить единичный характер. А вот с грабежами в прибрежных водах дела обстоят хуже, хотя на фоне общей преступности в данном регионе это, наверное, капля в море. На фоне Латинской Америки и Юго-Восточной Азии несколько иначе обстоят африканские дела.

Операция ВМС Евросоюза Atalanta в обозначенной ниже акватории (включая Красное море) проводится в тесном взаимодействии с так называемыми Объединенными морскими силами (CMF), которыми управляет командующий Центральным командованием ВМС США, он же командующий 5-м флотом. В свою очередь, в состав CMF (участвует 38 государств) входят четыре объединенные оперативные группы — CTF 150, 151, 152 и 153. Декларируемые цели действий и выполняемые задачи всей этой международной «армады» звучат благозвучно и не сильно отличаются по смыслу: защита Всемирной продовольственной программы, борьба с пиратством и вооруженным разбоем, пресечение незаконного оборота наркотиков и оружия и так далее. Всё это, естественно, актуально, тем более что новая война в Израиле и секторе Газа спровоцировала и противоправные действия на море. Как известно, йеменские государственные и мятежные группировки объединились в охоте на израильский коммерческий флот.

Район проведения операции Atalanta, состав сил и статистика инцидентов в северо-западной части Индийского океана. © MICA CENTER / eunavfor.eu/mission

В целом применение в данном районе многонациональных сил по мандату ООН благоприятно сказывается на судоходной обстановке (без учёта статистики за текущий год), хотя изменения в тактике тоже заметны.

А вот Гвинейский залив, похоже, принял эстафету от собратьев из Сомали. Как отмечала в январе 2021 года Дипломатическая служба Евросоюза, «нигде в мире ухудшение безопасности на море в настоящее время не является более заметным, чем в этом заливе: в последние годы там наблюдается беспрецедентный рост числа похищений членов экипажей». С 2018 по 2020 год в регионе произошло увеличение числа похищений людей с целью получения выкупа почти на 60%. В мае прошлого года проблема рассматривалась в СБ ООН и выразилась в принятии резолюции.

ВМФ России периодически присутствует в этом районе. В октябре 2021 года там находился отряд боевых кораблей Северного флота в составе большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» с подразделением морской пехоты на борту, спасательного буксирного судна «Алтай» и танкера «Академик Пашин». После получения сигнала бедствия благодаря решительным действиям североморцев был освобождён от пиратов контейнеровоз Lucia под флагом Панамы с экипажем из одного гражданина России, одного гражданина Румынии и 20 граждан Украины. Владелец судна (компания MSC — крупнейшая в мире по морской перевозке контейнеров, штаб-квартира в Женеве, Швейцария) поблагодарил участников операции за спасение судна и экипажа, а вот Киев, увы, промолчал.

Статистика пиратства и вооружённых грабежей в Гвинейском заливе. © Дипломатическая служба ЕС (eeas.europa.eu) / MICA CENTER

В 2021–2022 годах наблюдалось резкое снижение количества случаев пиратства и грабежей в Гвинейском заливе, однако с января по сентябрь этого года число зарегистрированных инцидентов увеличилось до 21 по сравнению с 14 за аналогичный период прошлого. Семнадцать из них были квалифицированы как вооруженные ограбления и четыре — как пиратство, что вызывает растущую обеспокоенность, поскольку 54 человека были взяты в заложники, 14 похищены и двое получили ранения.

В отличие от Восточной Африки, в Западной не присутствует такого количества многонациональных ВМС. Здесь основной упор делается на развитие национальных служб БОХР при поддержке ЕС и США, для чего проводятся разнообразные тренинги и учения. Но в конечном итоге их действия по обе стороны континента объединены общей идеей.

Борьба за безопасность Европы

Как отмечалось в самом начале статьи, в октябре в районе Гвинейского залива под руководством ВМС Франции проходило учение Grand African Nemo — 2023 (GANo23). Оно проводится уже в шестой раз, и в нём приняли участие 28 стран. Восемнадцать — граничащих с Гвинейским заливом, от Сенегала до Анголы, и десять союзных государств, включая Францию, Испанию и Бразилию. Аналогичное учение в этом же районе под названием Obangame Express с 2011 года проводят американцы.

Все эти мероприятия как с запада, так и с востока от Африки проводятся под эгидой борьбы с пиратством, наркотрафиком, незаконной торговлей оружием и другой преступной деятельностью, что само по себе, естественно, важно. Но есть нюансы. С января 2013 года Евросоюз приступил к реализации Программы по обеспечению безопасности стратегически важных морских маршрутов в Гвинейском заливе (CRITICAL MARITIME ROUTES IN THE GULF OF GUINEA PROGRAMME, CRIMGO). Через год была запущена Стратегия ЕС в отношении государств Гвинейского залива по борьбе с морским пиратством, а в январе 2021 года Ж. Боррель объявил о запуске пилотного проекта «Скоординированное морское присутствие». Его суть заключается в том, что по согласованию сторон для обеспечения безопасности могут привлекаться силы, решающие в этом районе другие задачи.

Но давайте обратим внимание на два важных аспекта. Первый: в 1990-е годы в Гвинейском заливе были обнаружены крупные запасы нефти, и в 2010 году там уже добывался каждый пятый мировой баррель. Второй: мимо Африканского рога проходит жизненно важная артерия мировой торговли от Дальнего Востока до Европы и США с тысячами морских перевозок в год, включая транспортировку более чем 27 миллионов чёрного золота. Тогда становится очевидно, что Африка взята под контроль (и в Средиземном море тоже) для обеспечения энергетической безопасности европейцев и американцев, что особо актуально в условиях отказа от российских поставок нефти и газа. А современные флибустьеры и просто грабители могут сильно этому помешать…