Общество

Весна патриарха: каждому россиянину по храму

7 23273

Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки и за десять лет возвела их уже 30 тысяч, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Если глава РПЦ все подсчитал правильно, то церковная «реновация» обгоняет темпы строительства жилья и больниц, не говоря уже про дороги.

Даже президент Владимир Путин в пятницу пожелал патриарху Кириллу «график свой корректировать в сторону разгрузки».

Заявления и Путина, и Кирилла совершенно не являются чем-то неожиданным, и в церковной среде не самые сладостные отношения между ними ни для кого не секрет, говорит протодиакон Андрей Кураев.

Цифру про три храма в сутки я озвучил еще на рубеже 2000-х годов, так что Кирилл ее не с потолка взял. Да и Путин желал Кириллу поменьше работать еще в 2017 году, — сказал он «Ридусу».

Что между главой светской и главой духовной власти в России не все тишь да гладь, Кураев видит в целом ряде признаков, помимо настойчивых намеков Путина.

И причины здесь не только в какой-то личной неприязни президента к патриарху, но и в явлениях более масштабного порядка.

Это такое тонкое византийство в расчете, что адресат этих „забот“ поймет намеки сам и последует примеру папы Бенедикта. А может быть, это просто способ заставить главу РПЦ понять, что „Богу — богово, кесарю — кесарево“. Есть ощущение, что патриарх где-то потерял чувство меры. От РПЦ на всех уровнях постоянным потоком идут требования „дай“: больше полномочий, больше льгот, больше денег и т. д., — размышляет Кураев.

По его словам, стахановское «храмостроительство», которое ведет РПЦ, начинает тревожить власти, потому что количество храмов, уже возведенных и еще только планируемых, в России начинает приближаться к пределам «емкости рынка» (насколько можно здесь применить экономическую терминологию).

Однако патриарх, очевидно, считает, что у нас все равно слишком мало храмов на душу населения. В его мыслях, возможно, „достаточно“ будет тогда, когда на каждого жителя России будет приходиться по одному храму, — полагает Кураев.

Опережающие темпы строительства храмов могут вызвать общественную реакцию, прямо противоположную той, на которую в РПЦ рассчитывают, опасается глава Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин.

Возьмите район, в котором я живу. В нем всего одна поликлиника, зато целых четыре храма. Такое соотношение „земного“ и „духовного“ не может не вызывать у людей раздражения даже при том, что во всех храмах есть прихожане, — сказал он «Ридусу».

РПЦ возводит храмы потому, что в нынешних условиях религия выполняет важную успокоительную функцию — как во всех обществах в периоды снижения жизненного уровня. Но РПЦ могла бы все же вкладывать свои деньги и в строительство светских объектов, тех же медучреждений, считает эксперт.

Интенсивное развитие храмов вряд ли способствует тем целям, которые, возможно, Церковь перед собой ставит. Ведь когда-то в Европе больницы и первые школы возникали именно при церковных приходах, — напоминает Паин.

Общество должно развиваться гармонично, где присутствуют и духовные, и повседневные блага, и вопрос в том, есть ли такая гармония в современном российском обществе, говорит религиовед Московского бюро по правам человека Юрий Табак.

С точки зрения невоцерковленного человека, программа строительства нескольких сотен храмов в Москве выглядит избыточной. Человек воцерковленный, конечно, такое строительство воспринимает иначе. Но насколько известно, в России число людей, которые идентифицируют себя с той или иной церковной общиной, составляет всего несколько процентов, — сказал он «Ридусу».

Всегда есть люди, которым храм действительно важнее, чем поликлиника. Но даже верующий человек, если он серьезно заболел, все же сперва пойдет к врачу, а только потом — к священнику.

Конечно, церковь не может строить дороги, она строит то, что ей доступно. Но россиян, которые если и ходят в храм, то скорее как дань традиции, очень раздражает, когда они видят, что местные власти жертвуют церкви деньги, которые могли бы пойти на ремонт дорог или ЖКХ в их городах.