Советский Союз демонстрировать военную мощь никогда не стеснялся, и делал это во всех буквально случаях, когда хоть что-то угрожало интересам государства и его партнеров.
После второй мировой войны страны-победители поняли, что ядерное оружие исключает возможность крупных военных столкновений между сверхдержавами и пространством для выяснения отношений стали страны Третьего мира. Маленькие государства без собственных боеспособных армий оказались хорошей площадкой для размещения военных баз на границе с СССР.
Для того, чтобы не допустить роста угрозы на границах и не позволить создать вокруг СССР очаги нестабильности, советскому руководству постоянно приходилось направлять в разные точки мира военных специалистов, которые помогали союзникам СССР выстоять под натиском глобализации.
Среди стран, которые неоднократно принимали и принимают военную помощь от России, особое положение всегда занимала Сирия.
Первые советские военные отправились в Сирию в 1956 году после приглашения правительства республики, и оказывали помощь сначала Независимой Сирии, затем Сирийско-Египетскому объединённому государству, а с 1961 года — суверенной Сирийской Арабской Республике, в строительстве национальных вооружённых сил и защите сирийского государства от внешних угроз. Позднее контингент был увеличен, но к тому моменту в Сирии были свои вооруженные силы, подготовленные советскими специалистами, многие из которых приобрели свой опыт еще на фронтах второй мировой.
В течение нескольких десятилетий в Сирии постоянно находились советские военнослужащие, которые были неизменными активными участниками почти всех региональных кризисов, конфликтов и войн, и выполняли свой воинский долг, зачастую рискуя собственной жизнью.
Несмотря на то, что и сегодня в Сирии располагается военная база Российского флота, русские военные не участвуют в конфликтах на ближнем востоке. А ветераны советских войск в Сирии, прошедшие множество конфликтов, включая войну Судного дня, сегодня стали живыми учебниками истории и славы наших вооруженных сил.
Сегодня военнослужащие, прошедшие службу в Сирии, объединены в общественную организацию «Союз Ветеранов Сирии», которая совместно с общественным движением «Офицеры России» провела в Переславле Залесском встречу, посвященную 30-летию вывода советских войск из Сирии.
Маленький город на границе Ярославской области был выбран не просто так. В 1982 году в Переславль- Залесском, а также в Туле, были скомплектованы 220-й и 231-й зенитно-ракетные полки. В январе 1983 года Правительством СССР, эти полки были направлены для несения боевого дежурства и выполнения Интернационального долга в Сирийскую Арабскую Республику.
В октябре 1984 года, после выполнения поставленной боевой задачи, полки были выведены из Сирии на территорию СССР. Во встрече приняли участие более сотни ветеранов, служивших в Сирии, которые сегодня живут во всех уголках Бывшего СССР.
Глядя на военных специалистов, офицеров, которые пару лет назад добровольно просили отправить их в Сирию для помощи режиму Башара Асада, невольно возник вопрос: «А нужны ли сегодня, в условиях многополярного мира, военные базы за Рубежом?»…
Об этом автор этих строк поговорил с членом президиума Общественного движения «Офицеры России» Александром Викторовичем Ионовым.
«Войска за границей России нужны, — твердо заявил Ионов. — Их необходимо размещать в виде военных баз, пунктов технического обеспечения, как это делается в Сирии сегодня (город Тартус). Конечно это не такой многочисленный контингент, как в советские времена, однако он все равно является сильной тактической единицей. До развала СССР, мы имели базы по всему миру, от Азии до Латинской Америки. Сегодня геополитическая обстановка заставляет нас развивать глобальную безопасность на паритетных началах. В отличии от США мы всегда учитываем интересы наших партнеров. Мы все помним трагические события Югославии, недавние события в Ливии, все очевидно, что не обошлось без вмешательства западных специалистов. К сожалению, размещение военных баз является не только элементом военного влияния, но и разменной монетой в политических переговоров. Например, два года назад, Азербайджан начал курс на сближение с НАТО и России не удалось договориться по вопросу эксплуатации советской радиолокационной станции в Азербайджане и транзиту вооружений для Российской базы в Армении. Мне кажется, что стараниями президента Путина эта ситуация будет разрешена, потому что прошло уже несколько двухсторонних встреч между Россией и Азербайджаном.
Так же стоит обратить внимание на ситуацию вокруг Аргентины, руководство которой готов разместить российскую военную базу в рамках программы коллективной безопасности.
Сегодня министр Лавров очень любит шутить, что Россия находится слишком близко от натовских военных баз. Все помним, что в 1993 году НАТО стало двигаться на восток, в 1995 к этой программе присоединился Евросоюз и в итоге мы получили военные базы потенциального противника у самых границ России.
Сегодня многим странами не понятно членство в НАТО, например когда я ездил в Болгарию, на встрече с местными экспертами политологами я спросил „Болгария — член НАТО?“, после долгих раздумий мой собеседник ответил мне „Да“, кивнул головой. После этого я спросил, что им это дает? В ответ мне ответили „Ну мы есть в списке“.
Работа России на международном уровне, в том числе и по венному сотрудничеству должна строиться на обеспечении коллективной безопасности, а не на защите интересов одного государства. Именно такая модель отношений позволит сегодня построить многополярный мир.
Сегодня Россия должна создавать такие точки коллективной безопасности во всех странах, которые готовы сотрудничать с Россией. И это не является попыткой повторить холодную войну, а просто адекватным ответом, на, те действия, которые страны запада совершали в отношении России на протяжении 20 лет»
Такой же позиции придерживается и руководитель общественной организации «Союз Ветеранов Сирии» Анисимов Валерий Станиславович. Такое единодушие в вопросе размещения Российских войск за границей, породило другой вопрос: Нужно ли отправлять миротворческие силы на Украину?
«Украинцы — наши братья. Многие из наших сослуживцев живут на Украине сегодня и не смогли приехать из-за вооруженного конфликта в Новороссии. Мы продолжаем с ними общаться, спрашиваем каково им, советстким офицерам, смотреть, как военные из НАТО раздают приказы в Киеве, а в ответ нам говорят, что мы зомбированы. А мы говорим, что зомбированы они. Мы не можем найти общий язык».