В стремлении снизить зависимость от Китая США ищут новые площадки для парковки своих инвестиций. А еще Штатам нужен новый союзник в Азии для продвижения своих интересов и противостояния Пекину. Один из возможных вариантов — Вьетнам.
Как раз сейчас президент Джо Байден находится в Ханое с визитом, цель которого — углубление экономических связей между двумя странами. Этот визит, который последовал за саммитом G20 в Индии, стал первым с 2019 года, когда Вьетнам посетил Дональд Трамп.
Бывшие противники официально повысили уровень дипломатических отношений до «всеобъемлющего стратегического партнерства», напоминает CNN. Это символический, но очень важный шаг, который, по мнению экспертов, укрепит доверие между странами.
Компании от Apple до Intel уже продвинулись глубже в страну, чтобы диверсифицировать свои цепочки поставок, помогая многим заводам Вьетнама выйти на полную мощность и поддерживая рост вьетнамской экономики, который продолжает игнорировать глобальный спад.
В последние годы торговля США и Вьетнама уже резко выросла в рамках существующего партнерства, согласованного в 2013 году, поэтому политика в данном случае «просто догоняет реальность, которая уже существует», сказал изданию президент Делового совета США — АСЕАН бывший посол США во Вьетнаме Тед Осиус.
По данным американского правительства, в прошлом году США импортировали из Вьетнама товары на сумму почти 127,5 миллиардов долларов против 101,9 миллиарда долларов в 2021-м и 79,6 миллиарда долларов в 2020-м. В итоге Вьетнам стал восьмым по величине торговым партнером Америки, поднявшись с десятого места, которое он занимал двумя годами ранее.
Занять очередь
Официальные лица США, особенно министр финансов Джанет Йеллен, неоднократно указывали на важность «поддержки друзей». Эта практика подразумевает движение цепочек поставок к союзникам, отчасти для того, чтобы оградить бизнес от политических трений.
«Вместо того чтобы сильно зависеть от стран, где у нас геополитическая напряженность и мы не можем рассчитывать на постоянные и надежные поставки, нам нужно диверсифицировать нашу группу поставщиков», — сказала она в прошлом году в своем выступлении в аналитическом центре Атлантического совета.
Эта напряженность усугубляет целый ряд проблем, включая рост затрат на рабочую силу и ухудшение деловой среды, которые уже заставили корпорации задуматься о сокращении своего бизнеса в Китае. И хотя страна все еще считается фабрикой мира, после запуска торговой войны между США и КНР в 2018 году предприятия всех размеров начали перемещать производство на развивающиеся рынки, такие как Вьетнам и Индия.
Пандемия лишь усилила этот процесс: корпорации все чаще были вынуждены рассматривать стратегию, известную как «Китай плюс один», которая подразумевала распространение производственных центров в другие локации как способ уменьшить зависимость от единственной производственной базы.
Этот исход может дорого стоить Китаю: в отчете за 2022 год Rabobank подсчитал, что до 28 миллионов китайских рабочих мест напрямую зависят от экспорта на Запад и могут покинуть страну в результате «поддержки друзей». В том числе около 300 тысяч, как ожидается, переедут во Вьетнам.
С промышленной точки зрения Вьетнам уже много лет пребывает на подъеме, говорит автор отчета глобальный стратег Rabobank Майкл Эвери. Относительно более низкие заработные платы и молодое население обеспечили ему прочную рабочую силу и потребительскую базу, подкрепив аргументы в пользу инвестиций в страну с населением 97 миллионов человек.
Но компании, надеющиеся на переход, возможно, уже опоздали, поскольку некоторые заводы настолько перегружены, что клиентам приходится ждать, добавил он. Главный экономист Natixis Алисия Гарсиа-Эрреро называет это «перегревом». По ее словам, спрос на производство во Вьетнаме в некоторых случаях превышает предложение.
И снова чипы
Вскоре после того, как Байден приземлился во Вьетнаме в воскресенье, Белый дом объявил о новом партнерстве в области полупроводников. Микросхемы стали ключевым источником напряженности в отношениях между США и Китаем. Пекин и Вашингтон стремятся усилить свое мастерство в этом секторе, и каждая сторона недавно ввела экспортный контроль, направленный на ограничение потенциала другой.
США нужен надежный партнер для поставок чипов, и Вьетнам может это сделать, считает Осиус. Такой же точки зрения придерживается Intel. Компания выделила 1,5 миллиарда долларов на строительство обширного кампуса недалеко от Хошимина, который должен стать ее крупнейшим сборочным и испытательным центром в мире.
Осиус ожидает, что на фоне укрепления отношений двух стран последуют дополнительные инвестиции в эту область.
«Значение Вьетнама в этой цепочке поставок будет возрастать. Мы увидим ускорение сотрудничества в сфере технологий», — предсказал он.
Быстрый рост
Международный валютный фонд прогнозирует, что темпы роста Вьетнама в этом году замедлятся до 5,8% после 8% по итогам 2022-го из-за глобального спада спроса. Но это выгодно отличается от прогнозируемого глобального роста в 3% и заметно быстрее многих крупнейших экономик мира, таких как США, Китай и еврозона.
«Поскольку остальная часть Азии испытывает трудности, Вьетнам по-прежнему будет одной из самых быстрорастущих экономик», — пишут аналитики компании Natixis. Это привлекательно для корпораций, которые ищут светлые пятна в мрачной обстановке.
Такой интерес был наглядно показан в марте, когда под эгидой Делового совета США — АСЕАН во Вьетнам отправилась крупнейшая в истории бизнес-миссия, в состав которой вошли 52 американские фирмы, в том числе тяжеловесы типа Netflix и Boeing.
Конечно, не все так гладко. Компании опасаются ограничений на «передачу данных через границы или слишком большого количества правил, требующих локализации данных». Инфраструктура страны все еще выглядит бледно по сравнению с Китаем. Например, недостаточно портовых мощностей для того, чтобы экспортировать товары так быстро, как хотелось бы компаниям.
В политическом отношении Вьетнам также имеет много общего с Китаем, поскольку это авторитарное однопартийное государство, которое плохо терпит инакомыслие.
Но в целом предприятиям нужен простой способ хеджировать свои риски, и Вьетнам — очевидный выбор как дешевая альтернатива производству в Китае, отмечают эксперты.