Вьетнамские власти заявили в четверг, что не допустят размещения на своей территории любых иностранных военных баз.
«Последовательная политика Вьетнама состоит в поддержании нейтрального статуса государства. Мы не будем вступать в военные союзы или альянсы против третьих стран», — заявил официальный представитель МИД Ле Хай Бинь.
«Принципиальность» Ханоя на самом деле попахивает трусостью. Ведь какой бы современной не была российская военная база в Камрани, Россия далеко. А идеологический союзник Китай нависает всей своей массой непосредственно на границе. И как показывает история, Пекин, словно строгий отец, может не только приласкать, но и преподать суровый урок.
Причем трения между двумя коммунистическими странами — «народного» Китая и «социалистического» Вьетнама — из-за спорных Парасельских островов гораздо горячее, чем по большей части виртуальное противостояние между Пекином и Вашингтоном.
Облом так облом
«Присутствие России в этом регионе, безусловно, нельзя переоценить с учетом того, что Вьетнам является стратегическим партнером России и военно-политическим, и экономическим — между Москвой и Ханоем заключено соглашение о зоне свободной торговли. Защищать свои интересы Россия должна вместе с братским народом Вьетнам. Наличие в Камрани российских военно-морских и военно-воздушных сил отвечало бы и интересам Вьетнама», — сказал «Ридусу» эксперт по Вьетнаму Андрей Рябов.
В самом Ханое, очевидно, считают иначе.
Ведь что бы Россия не декларировала насчет того, что ее база будет служить противовесом американскому гегемонизму в Юго-Восточной Азии, все (Москва, Ханой, Пекин) понимают, что присматривать из Камрани Россия намерена не только за потенциальными противниками, но и за стратегическими партнерами.
В регионе Юго-восточной Азии присутствуют интересы не только России и США, но и Китая, причем последний чисто географически имеет больше оснований беспокоиться за безопасность своего «заднего двора».
Для России поэтому возвращение в Камрань была бы возможностью убить двух зайцев сразу. После заявления Ле Хай Биня оба зайца, похоже, могут за свою жизнь не беспокоиться.
7 октября этого года заместитель министра обороны России Николай Панков заявил, что его ведомство занимается вопросом возможного возвращения военных баз на Кубе и во Вьетнаме.