Вице-премьер правительства Украины по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, прославившаяся требованием доказать, что УПА и Шухевич «делали что-то плохое», не смогла сдержать эмоций в связи с признанием Волынской резни геноцидом.
В польскоязычном сегменте Facebook с 8 июля распространяется твит министра: «Не полякам с их Аушвицем и Треблинкой обвинять нас в геноциде». Таким образом, украинский чиновник обвинила Польшу в соучастии в Холокосте; соцсети бурлят.
Это заявление, стоит заметить, отнюдь не ошибка, которую допустил некогда американский лидер Барак Обама, вспоминавший об ужасах «польских лагерей смерти» вместо «нацистских лагерей на территории оккупированной Польши». Над этой ошибкой весьма посмеялись журналисты Huffingtonpost.com.
«Обвинение поляков — обслуживающего персонала концлагерей и общества в целом — в причастности холокосту — неизменный элемент современного украинского политического дискурса, — полагает эксперт фонда „Народная дипломатия“ Владимир Киреев. — Официальная идеология Киева последовательно перекладывает вину за этнические чистки на западе Украины в сороковых годах XX века с украинских националистов на венгерские и румынские подразделения, а также „провокаторов Армии Крайова“».
«В ответ на признание Волынской резни геноцидом несомненно последуют новые переоценки трагических событий Второй мировой войны со стороны Киева», — убежден политолог.
Дата 11 июля в Польше отмечается как День памяти жертв геноцида со стороны украинских националистов. Тогда, в 1943 году, бандформированиями УПА было совершено нападение на 99 населенных пунктов, в которых жили поляки. Всего же, по данным польских историков, только с марта по июль 1943-го были убиты около 100 тысяч поляков.
А всего за годы Второй мировой в Восточных Кресах (Kresy Wschodnie — польское название территорий нынешних Украины, Белоруссии и Литвы, некогда входивших в состав Польши с 1918 года по 1939 год. — Прим. «Ридус») были истреблены около 200 тысяч человек.
В 2007 году польский Институт национальной памяти издал «Кресовую книгу справедливых», в которой собраны свидетельства поляков о случаях помощи со стороны украинских соседей, которые не хотели мириться с геноцидом, учиненным согражданами. Ниже несколько примеров их собранных тысяч историй.
«2 февраля 1945, в результате нападения УПА на село Устье Зеленое, несмотря на сопротивление самообороны, погибло более 130 поляков. Там же за отказ принимать участие в убийстве поляков был убит украинец Слава Голуб. На его груди повесили карточку с надписью: „Кто не с нами, тот против нас“».
«В селе Тайкуры 1 мая 1943 члены УПА убили тридцать поляков. Украинец Петр Потеруха, который во время убийств спрятал польку Войцеховскую, а затем тайно ее вывоз в Ровно, по возвращении был схвачен националистами и в наказание за то, что помогал полякам, был живьем запечен на вертеле».
«В селе Грушев в июле 1943 года от рук УПА погибло восемь поляков. Был также убит украинец Шевчук, который посмел критически высказаться о действиях УПА к отношению полякам. „Его повесили на дереве возле церкви, а двор сожгли. Я думаю, что не все одобряли убийства, но были так запуганы, что боялись что-либо сделать против воли бандитов“, — вспоминает полька Софья Шваль».
«В польской колонии Орищи 11 июля 1943 члены УПА убили более 300 жителей. Среди около 60 уцелевших поляков была Анна Леско с новорожденным ребенком. Во время убийства украинка из соседнего села Самоволя помогла ей родить и не позволила убить ни матери, ни ребенка, а потом помогла им бежать. За что через некоторое время сама была убита».