Население мира начнёт сокращаться к середине текущего столетия. Такой вывод следует из опубликованных изданием Foreign Affairs прогнозов. Человечеству предстоит в буквальном смысле слова разворот геологического масштаба: число людей на планете непрерывно росло после окончания пандемии «чёрной смерти» в XIV веке. До сих пор казалось, что это неостановимый процесс. На презумпции бесконечного роста делались тревожные прогнозы о перенаселённости Земли и скором исчерпании её ресурсов.
Новая реальность
Однако последние прогнозы Отдела ООН по народонаселению (UNPD) показывают, что 700-летний период роста человечества подходит к концу, а к середине XXI века его сменит депопуляция, то есть убыль. Причинами вымирания человечества станут уже не болезни (даже пандемия коронавируса не сильно его проредила, в отличие от древней чумы), а сокращение суммарного коэффициента рождаемости ниже критической черты — 2,1 ребёнка на женщину. Две трети стран уже вступили в новую реальность. Европейские государства ощутили это на себе раньше других, В Китае (включая Тайвань), Японии и Южной Корее перелом произошёл в 2018–2022 годах.
По мнению профессора кафедры социологии семьи и демографии МГУ Александра Синельникова, уменьшение рождаемости ниже уровня простого замещения происходит не только из-за того, что многие семьи ограничиваются одним или двумя детьми из-за сложных жилищных и материальных условий, но и потому, что у большинства семей нет потребности более чем в двух детях.
«Недавние опросы Росстата показали, что три четверти мужчин и женщин не желают иметь более одного или двух детей даже при наличии всех необходимых условий. Население не будет уменьшаться, если 100 замужних женщин, способных иметь детей, родят за всю жизнь не менее 250 детей. То есть половина семей с одним или двумя детьми, половина — с тремя и более. Но к 45–50 годам лишь около 15% замужних женщин имеет трёх и более детей», — сказал Синельников «Ридусу».
Точка невозврата
Удивителен не только факт перемены тенденции, но и темпы, которыми этот разворот происходит. В Японии суммарный коэффициент рождаемости сегодня на 40% ниже критического, в КНР — на 50%, на Тайване — на 60%, в Южной Корее — вообще на 65%. При этом в России рост населения стагнировал с середины 1960-х годов, а с начала 1990-х годов страна стала «безлюднее» на 17 миллионов человек. В Евросоюзе депопуляция началась в 2012 году. На территории США этот коэффициент оставляет 1,6%, а население растёт только за счёт приезда молодых мигрантов. По прогнозам демографов, «пар» там иссякнет только к 2080 году.
Демографическая пирамида Японии в 2022 году. © ru.wikipedia.org
Устаревает вся модель мировой экономики, основанная на убеждении, что рост население не прекратится никогда. Это убеждение является драйвером капиталистического способа производства, требующего постоянного расширения рынков сбыта. Сокращение числа потребителей ставит перед живущим по либеральной экономической модели миром вопрос, на который пока нет ответа: какая модель хотя бы теоретически способна заменить этот «двухколёсный велосипед» и обеспечить если не рост глобального ВВП, то хотя бы его «мягкую посадку»?
Нужны дети
Депопуляция опасна не столько экономическими последствиями, сколько тем, что её — в отличие от роста населения — очень трудно остановить, отмечает Синельников.
«После войн, эпидемий и других катастроф население всегда восстанавливалось. Людские потери СССР в годы Великой Отечественной войны составили 27 миллионов человек, но уже в 1956 году восстановилась довоенная численность населения. Настоящая депопуляция — это хроническая убыль населения из-за низкой рождаемости в нормальных условиях. Рост населения рано или поздно упирается в естественные барьеры, а для убыли барьеров нет. Нынешние меры по повышению рождаемости облегчают условия для рождения детей в семьях, желающих иметь их больше, чем есть. Но многие семьи даже при благоприятных условиях желают иметь лишь одного или двух детей и не видят проблем в том, что у них „слишком мало” детей. Напротив, новые рождения осложнят их жизнь. Расходов потребуется больше, а доходы уменьшатся, поскольку матери этих детей надолго перестанут зарабатывать деньги. Ухудшатся и жилищные условия. Надо найти способ повлиять на потребность семей в детях», — говорит профессор.
Некоторые экономисты призывают не паниковать, но не все политики и лидеры корпораций в восторге от такого развития событий. Меньше народа — меньше товарооборота, налоговых поступлений, голосов избирателей, личного состава армий… Депопуляция происходит достаточно медленно, чтобы мировая экономика и общество успели адаптироваться к меняющимся условиям. Однако так можно рассуждать лишь с экономической или экологической, но не с демографической точки зрения.