Кино

«Викинг»: нерусский фильм про русского Святого

7 14748

Фильм «Викинг» собрал в прокате 750 миллионов рублей. Бюджет его, правда, составил 1,25 млрд российских рублей. Ну, а столь немалые сборы, судя по всему, потому, что пользователи соцсетей видимо не могли поверить, что картина может быть столь отвратительной, как ее описывали уже посмотревшие фильм. 

 

Ну, и возможно, многие ходили проверить, насколько тщательно побрит лобок у Александры Бортич, исполнившей роль Рогнеды. Последний исторический огрех, надо заметить, осудили многие кинокритики из соцсетей. 

У русских есть такая поговорка «Научи дурака Богу молиться — он лоб расшибет». На современный манер я бы ее перекроил как «дай дураку денег на патриотическое историческое кино — он тебе снимет антирусский комикс». Собственно, в случае с фильмом «Викинг» так и получилось.

Как метко сказали в одном из самых популярных в соцсетях посте об этом фильме: «Авторы мужественные и смелые люди, раз решились показать такую „х@#$“ Путину».

Исторические несуразности уже и без меня детально разобрали, я остановлюсь на идеологических. Тем более, что важны именно они. История Средних Веков покрыта туманом, в котором сегодня едва разбираются именитые историки, а вот при правильном идеологическом посыле можно, как «300 спартанцев», снять шедевр в стиле комикса.

Как правильно написал философ Галковский, с точностью судить мы можем про событиях не далее XVIII века, о которых действительно сохранилось множество, заслуживающих доверия, письменных источников и исторических артефактов.

По этому не суть важно какой в конце концов лобок был у Рогнеды и какая кольчуга — у Владимира, в конце концов, как говорил Дэвид Линч, мы запоминаем истории не так, как они происходили на самом деле, а так, как видим их мы.

Задача государственного кино, снятого на наши с вами налоги — показать историю в выгодном для России и русских свете. Это не арт-хаус, в котором автор за свой счет может выражать любую точку зрения.

Очевидно, что создатели «Викинга» пытались снять качественное российское патриотическое христианское кино. Не получилось.

Начнем с христианства. Как известно, до того, как стать христианином, Владимир прошел некую темную инициацию в Скандинавии, после чего обновил пантеон языческих богов в Киеве и принес в жертву Перуну людей, в том числе христиан. Кстати это чуть ли не единственный случай летописно зафиксированного человеческого жертвоприношения у славян.

Авторы фильма постарались обойти этот щекотливый факт стороной, показывая, что в глубине души Владимир уже был «почти» христианин, который долго в слезах обнимал убитого брата Ярополка, пытался препятствовать жертвоприношению сына своего дружинника.

Таким образом, режиссер Кравчук упустил реальный шанс показать нам всю уникальность учения Христа. Она заключается в том, что как бы глубоко не пал человек по грехе, у него всегда есть шанс войти в Царствие Божие, если он искренне раскается в совершенном и уверует в Бога.

Центральной глубокой идеей фильма могло бы стать то, как язычник, братоубийца и насильник, ведомый темными северными богами, узрел Свет Божий, раскаялся и стал святым. Сейчас похожая идея разворачивается в популярном американском сериале «Викинги», герой которого, конунг Рагнар Лодброк, пачками убивавший и грабивший христиан, постепенно сам уходит от старых жестоких богов, открывая свое сердце Богу истинному.

Видимо, чтобы показать контраст с христианством и язычеством, Кравчук показал русичей, измазанными в дерьме, чумазыми дикарями, а Киев — свинарником-сараем, на контрасте с которыми крепости и воины ромеев смотрелись, как Нью-Йорк и его обитатели на фоне папуасских деревушек.

А ведь Киев, того времени был одним из главных европейских мегаполисов, центром торговли и ремесел, знать которого была не менее богата, чем ромеи или восточные купцы. Да и баню наши предки в это время в отличии от Европы уже освоили.

Вскользь говорится об отце Владимира, Святославе, что он служил ромеям, а потом был убит по их указке печенегами, когда ослушался. Ну, это же бред.

Святослав — самый успешный в военном отношении русский князь того времени, который не то что, не служил ромеям, но успешно бил их на поле брани, обкладывал данью и прибивал свой щит на ворота Царьграда. Хороший вассал, не правда ли?

Еще Пушкин писал «Тень Святослава ходит не воспетая». Не воспевают его по тому, что Святослав был язычник, и совершенно зря, ведь к христианам он был абсолютно лоялен: христианкой была его мать, княгиня Ольга, при нем в Киева жила и торговала большая христианская диаспора, а его правление — одна из золотых страниц в общей русской истории.

Таким образом, глубокая христианская идея в фильме не раскрыта, а русской национальной идеи нет вообще. За нечёсаными бородами и потеками дерьма на лице и одежде даже актеров сложно опознать (Епифанцева я так и не нашел).

С таким успехом можно было сэкономить на звездах, а кастинг провести на Курском вокзале, там и печенегов много резвится в оранжевых жилетках.

Более того, авторы активно придерживаются, развенчанной многими историками, норманнской теории происхождения русской знати. Правая рука Владимира — викинг Свенельд, от имени которого ведется повествование, хотя в реальности он был сподвижником Святослава, а у Владимира на его месте был славянин Добрыня. К чему эта перестановка, ничего не добавившая драматургии фильма?

Основной ударной силой дружины Владимира являются вечно пьяные викинги. Да, они служили наемниками у русичей, как и русичи служили наемниками у ромеев, но при этом существовала своя русская боеспособная дружина. А варяги, из числа которых призвали Рюрика — это приморские балтийские славяне, в ту пору населявшие почти все балтийское побережье и соперничавшие с викингами в амплуа бесстрашных морских пиратов.

Не знаю как вам, но мне было неприятно смотреть столь антирусский фильм, снятый за наши с вами деньги. Те же американцы даже про чужую историю умудряются снять проамериканский блокбастер.

Снова вспомним «300 спартанцев», в этом фильме мало исторических деталей, но очень четко считывается идея противостояния спартанской демократии (читай, США) против ближневосточных диктатур (читай, Иран, Сирия).

При этом даже в этом комиксе, глядя на батальные сцены, понятно, куда был потрачен каждый доллар. В то время как в «Викинге» — «эпический» штурм печенегами Киева — это 70 всадников, которые кружатся вокруг ветхого сарая с 50 пешими воинами. Аналогичную картину мы наблюдаем и во время осады Корсуни.

Грустно, когда вместо запланированного патриотического блокбастера выходит не смешной «Астерикс и Обеликс» деревенского уровня.