По официальным данным, уровень преступности в стране год от года снижается. Как показывают данные МВД России за 2021 год, количество зарегистрированных преступлений снизилось на 1,9%. Также, по официальным данным ведомства, падает и уровень уличной преступности.
Однако мировая статистика утверждает, что говорить о всеобщей безопасности преждевременно, даже в контексте благополучных государств. В рейтинге стран по уровню преступности в первой 50-ке оказывается Франция, ненамного лучше обстоят дела и в Швеции. В целом, по оценке экспертов, несмотря на официальные данные, уровень агрессии, недовольства в мире растет.
Почему? «Ридус» разбирался в проблеме.
Страх провоцирует злобу
Социолог Даниил Крамник утверждает, что на всеобщую атмосферу сейчас в основном влияет пандемия и сопутствующие ей ограничения.
— Как мы видим из лент новостей, протесты вспыхивают по всей Европе — во Франции, в Бельгии, Нидерландах. Готовится масштабная акция протеста в Канаде, в США неспокойно. Люди не хотят насильственной вакцинации, «зеленых» паспортов, — говорит в беседе с «Ридусом» специалист. — Отсюда и такая реакция, переходящая в столкновения с полицией, властями, погромы и так далее.
Что касается нашей страны, то сюда можно прибавить и состояние экономики — рубль ослабевает, цены растут, уровень жизни падает, уверенности становится все меньше. Люди не всегда понимают, как дальше жить, строить какие-то планы, переживают за будущее детей.
— Нервозности добавляет и угроза возможной войны, — говорит Даниил Крамник. — Новости, касающиеся международных отношений, в частности России и США, вызывают опасения и создают общую нервозность, что тоже не способствует благоприятной обстановке в обществе. А вдруг, действительно, завтра война? Тем более, что ее последствия для нашей страны будут катастрофическими. А наши люди, пережившие не один кризис, знают, что такое жить в эпоху глобальных перемен. Вспомните настроения граждан в 90-е, радужного оптимизма тогда не наблюдалось.
Социолог отмечает, что ожидание негатива, жизнь в постоянном стрессе порождает самые разные реакции психики на внешние обстоятельства, в том числе, злобу, агрессию, враждебность к самым разным людям — от прохожих на улице, до собственных близких.
Есть много примеров этого, в том числе и в литературе. Например, в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» описывается случай, когда во время гражданской войны красный партизан Памфил Палых зарубил топором нежно любимую семью.
«Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. В воображении он уже видел их отданными на медленную пытку, видел их мукою искаженные лица, слышал их стоны и зовы на помощь. Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трех детей тем самым, острым, как бритва, топором, которым резал им, девочкам и любимцу сыну Фленушке, из дерева игрушки». Б. Пастернак.Воспитание жертвы
Психолог Ирина Куприянова говорит, что существуют две теории, согласно которым можно объяснить повышенную агрессию. Первая: социальное научение. Здесь речь идет о том, что такой манере поведения человек учится. Вторая: биологическая. Она объясняет агрессию как свойство любого биологического организма, направленное на защиту жизненно важных интересов.
— Сейчас человечество живет в наиболее безопасном для себя периоде, поэтому биологически обусловленное поведение не оправдано, но эволюция мозга не поспевает за эволюцией социальной. Поэтому социальную агрессию человека можно считать неким атавизмом, — поясняет Куприянова. — Но в то же время, человек как существо социальное, находится в некоторой степени под воздействием культурных факторов. И здесь уже можно говорить про гендерную социализацию.
Речь о том, что для мальчиков поощряется проявление агрессии и насилия, и это становится некой социальной нормой, а у девочек такое поведение буквально с пеленок гасится, им прививается терпимость, некоторая виктимность, не прощается проявление маскулинных черт, А это тоже может провоцировать агрессию. В этой точке сходится и социальное научение, и биологическая составляющая: если кто-то ведет себя как жертва, она таким образом провоцирует насилие и усиливает агрессию.
Агрессия© pixabay.comПо словам Куприяновой, здесь ключевые механизмы заключаются в безнаказанности агрессора, а также в природном инстинкте «если кто-то ведет себя как жертва, то другой индивид имеет право стать хищником».
Если касаться вопросов воспитания, то оно начинается в семье. И там же закладываются основы поведения во взрослом возрасте. А начинается все с лучших побуждений, когда родитель транслирует «ну ты же мужик!», и все это проходит под девизом «кто сильнее, тот и прав». Кроме того, нередки и телесные наказания за любые проступки, например, за разбитую вазу или сломанную игрушку.
— Сейчас это выявлено не так ярко, но во времена наших родителей физическое воздействие было обыденным явлением и считалось даже полезным. Т. е. если ребенок не делает так, как ему говорят взрослые, то в отношении него можно проявить насилие, причем не всегда даже и физическое, — говорит психолог Ирина Куприянова.
Причем, нам сейчас поводы того времени для наказания кажутся пустяковыми — подумаешь, разбил что-то, но тогда эти вещи были особой ценностью, которые приходилось доставать. Сейчас уже ничего доставать не нужно, но автоматизм действий остается.
Плохой самоконтроль часто является оправданием агрессивного поведения и насилия. Люди жалуются, что, несмотря на их усилия, они не могут контролировать себя. Кроме того, присутствует элемент перекладывания ответственности: это не я не могу держать себя в руках, это ты меня доводишь. Такой способ рационализации собственного поведения.
— Тут можно говорить и о дефиците умений в плане нормальной коммуникации с теми, кто слабее — детьми, пожилыми, инвалидами. И даже между собой нередко люди не всегда способны общаться и доносить свое мнение спокойно, не переходя к тем или иным степеням насилия — повышенный тон, явное проявление власти и проч., — комментирует Куприянова.
Кроме того, есть и такой важный момент: один человек может вести себя совершенно по-разному с разными же людьми. Например, при начальнике они вежливые, корректные, учтивые, но ровно потому, что за проявление агрессии им тут же «прилетит», а в семье, с близкими они вполне себе могут позволить насилие ровно потому, что симметричного ответа не последует. То есть рамки существуют, есть инструменты, чтобы себя сдерживать, но такой человек в определенных обстоятельствах не считает нужным этого делать.
Семья © Pexels.com— Это не значит, что человек в принципе не в состоянии себя сдерживать. Это вопрос воспитания, границ и тезиса «потому что могу». Если человек знает, что за свои слова и действия ему придется ответить тут же, то он прекрасно обойдется без оскорблений, хамства, — комментирует Ирина Куприянова. — Анализ контактов такого человека с другими людьми показывает, что он умеет запускать самоконтроль в различных ситуациях. Например, с полицейским, с начальником, с кем-то, над кем нет преимуществ. Он прекрасно различает ситуации, в которых отсутствие самоконтроля может привести к неприятным последствиям.
Родом из детства
Кандидат социологических наук Арина Куприк говорит, что агрессию можно рассматривать как социальное поведение, приобретенное в результате специфических взаимодействий с окружающей средой и бытия.
— Причины во многом лежат в детстве — «чему нас учит семья и школа», это два главных института социализации, которые передают ребенку определенное культурное послание и опосредуют его дальнейшее поведение, — объясняет социолог. — В идеале они образуют благоприятную среду для усвоения нового опыта. Задача семьи — забота и поддержка детей. Если рассматривать влияние семьи на возникновение склонности к насилию, то можно увидеть, что главную роль играют отношения между родственниками, а также между родителями и ребенком. Если у малыша не формируется чувство безопасности в отношениях со взрослыми, в их присутствии он чувствует дискомфорт, беспокойство, то это может привести к тому, что он вырастет враждебно настроенным и склонным проявлять негатив по отношению к окружающим.
По ее словам, идеальная ситуация, когда ребенок с детства усваивает принцип, что конфликты преодолеваются через анализ своих потребностей и ресурсов, а не посредством силы. Отсюда у него появляется уверенность в своих силах и уважение к окружающим.
Когда же семья дезорганизована, то она не в состоянии выполнять основные свои задачи. В результате внутри ячейки общества отношения между ее членами нарушаются, поведение отдельных ее членов бывает не совместимо с социальными нормами. Разумеется, что ребенок перенимает эту модель.
Также, как отмечает Арина Куприк, важно и то, применяют ли родители строгие наказания в процессе воспитания. Они, в числе прочего, учат сына или дочь действовать по принципу «кто сильнее, то и прав».
— От школы мы ждем, что в ней должны привить ребенку наиболее важные жизненные навыки. Но современной школе все труднее соответствовать этим ожиданиям и ее функция сводится к «оказанию образовательных услуг». И часто становится рассадником насилия, — поясняет кандидат социологических наук.
Насилие © Pexels.comКроме того, часто агрессируют люди, ощущающие кризис собственной значимости, маскулинности. И поэтому в их поведении присутствует избыточное доминирование и попытки подчинить себе других. Дело здесь в том, что убеждения о себе как о человеке, пользующемся признанием, образе «настоящего мужчины» служат основой для восприятия и оценки себя и других. Поэтому для агрессоров важно, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что этот человек — настоящий мужик.
— Мужчина с сильной мужской идентичностью привык к тому, что, как и в социальных структурах, в его семье должна быть выстроена четко очерченная иерархия. Мир в его глазах разделен на тех, кто командует, и тех, кто должен слушаться. Практика власти дает ощущение силы и укрепляет убеждения о правильности собственных действий, и создает ожидание того, что его должны слушаться. Жена и ребенок могут в данном случае восприниматься как собственность, — говорит социолог.
Она отмечает, что верование в то, что лучший способ получить уважение — это вызвать страх, перенимается у родителей. По сей день во многих семьях, даже тех, кто не применяет насилие ежедневно, существует убеждение, что определенная порция строгости необходима ребенку, чтобы уважал. Предыдущие поколения людей были воспитаны в репрессивном духе. Предпосылки в нынешней культуре напоминают о том, что в человеке есть некое «зло», которое нужно крепко держать под контролем. Если не использовать репрессивные меры, «зло» может победить и возьмет контроль над действиями человека.
— Интересно, что чем больше авторитарных шаблонов проявляется в общественной жизни, тем сильнее убежденность в правильности собственных действий в семьях, где происходит насилие. Такая ситуация является одним из примеров так называемой институционализации насилия в семье. Перейдя с макроуровня (общество) на микроуровень (человек), можно сказать, что агрессивным людям и склонным к насилию свойственны низкая чувствительность, отсутствие эмпатии, низкая самооценка, проблемная идентичность, эмоциональные трудности, — заключила кандидат социологических наук Арина Куприк.
Поколения, не ценящие жизнь
Кандидат философских наук Иван Федоров связывает агрессивность общества с общим его неблагополучием во многих сферах жизни, во многом — экономическим. Кроме того, в ряде субъектов, особенно на Дальнем Востоке главенствует уголовная культура с соответствующими паттернами поведения. Важно и то, что люди свою жизнь не ценят и также относятся к своим детям. Т. е. в отношении них они воспроизводят ровно то, как воспитывали их, повторяя модель своего детства.
— Получается, что у нас несколько поколений людей живут в нечеловеческих условиях. А это — полное отсутствие эмпатии, вежливости, такта, взаимоуважения, поэтому что эти качества в такой ситуации считаются признаком слабости, — говорит Иван Федоров.
Бедность © Pixabay.comБедность, отсутствие возможностей для самореализации, для интересного досуга приводят к тому, что люди маргинализируются, а таким слоям населения опять же не свойственно проявление высоких чувств, а вот злоба, агрессии, насилие становятся их постоянными спутниками.
Что касается столицы, то здесь общество тоже неоднородное, люди из разных социальных слоев практически не пересекаются. Важна и миграция — кто-то ассимилировался в условиях мегаполиса и перенимает его привычки и культурный код, а кто-то так и остался ментально на своей малой родине и пытается применять «свои понятия» к новой среде. Все месте это создает совершенно непредсказуемую атмосферу. Поэтому здесь в любом месте можно нарваться на все, что угодно, в том числе и на немотивированную агрессию и хамство.