В последние месяцы два события продемонстрировали перемены в социальной политике России.
Первым событием стали поправки к Конституции, в которых социальному блоку оказалось отведено особое место: были гарантии индексации пенсий, правила выплаты минимальных зарплат, обязательства государства по защите материнства, семьи и поддержке детей, наконец, гарантии качественной медицинской помощи.
Вторым событием стала неожиданная эпидемия коронавируса. Она стала той самой критической ситуацией, в которой в полной мере раскрываются социальные правила государства.
Что же мы увидели? Первыми мерами, принятыми в связи с эпидемией, стали предложенные президентом Владимиром Путиным социальные решения. Были повышены пособия по безработице, а также минимальные выплаты по больничным, до уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ) — 12 130 рублей в месяц. Всем семьям с детьми до трех лет стали выплачивать дополнительные 5000 рублей в месяц на ребенка, а кроме того малообеспеченные семьи получили дополнительные выплаты по 5500 рублей на ребенка.
То есть меры против коронавируса на практике реализовали социальные принципы обновленной Конституции.
Особенно ярко это заметно на примере МРОТ. Напомним, в новой Конституции государство гарантирует минимальный размер оплаты труда в размере не ниже прожиточного минимума. Эта формулировка принципиальна, ведь положения Конституции нельзя отменять никакими законами. Поправки о МРОТ таким образом будет невозможно, к примеру, заморозить. А любое предприятие, решившее платить сотрудникам меньшую сумму, станет нарушителем Конституции со всеми вытекающими последствиями.
Сейчас, во время эпидемии, государство пошло даже на более серьезный шаг и приняло решение обеспечить МРОТ всем трудоспособным гражданам: и тем, кто уволен, и тем, кто ушел на больничный, и тем, кто остался в штате. Сейчас, по предложению президента, компании, которые сохранят рабочие места, получат безвозмездную финансовую помощь от государства. Им дадут 12 130 рублей (то есть полную сумму МРОТ) на каждого сотрудника, который числился в штате по состоянию на 1 апреля. Для получения денег работодатель должен сохранить в штате 90% сотрудников. То есть государство прямо обеспечило минимальные зарплаты миллионам граждан.
Еще один принцип обновленной Конституции — охрана детства. В новом параграфе Конституции сказано, что государство обеспечивает защиту материнства и детства, а дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Этому вполне соответствуют выплаты, которые решено дать семьям с детьми. Они также сделаны в духе обновленной Конституции.
Конечно, это не все примеры новой социальной политики. Можно вспомнить и другие инициативы, например, решение Москвы во время эпидемии выплатить по 4 тысячи рублей всем жителям столицы старше 65 лет.
В непростых условиях государство подтвердило, что его приоритетом становятся социальные вопросы, которые должны найти отражение и в главном законе страны. Из-за коронавируса стране приходится жить в ускоренном темпе: строить больницы буквально за месяц, переформатировать производства на выпуск медицинских масок и техники, принимать социальные меры, чтобы не допустить расширения экономического кризиса.
Государство быстро и оперативно переходит на более социальную модель поведения. Судя по последним решениям властей, из эпидемии Россия выйдет действительно социальным государством, которое в первую очередь защищает права простых граждан.
Этот новый статус государства следует закрепить новой и социальной Конституцией, которая станет зримым и значимым символом победы над пандемией и долгожданных социальных перемен.