Политика СМИ

Владимир Астапкович: "Я стремлюсь получать удовольствие от работы"

6 1168

Владимир Астапкович:

Рассказ о работе агентского фотографа я хотел бы построить как симбиоз иногда взаимоисключающих мифов об этой работе и реальностей. Один миф говорит, что стать агентским фотографом очень легко, а другой миф - что практически невозможно. Если у вас есть желание войти в эту профессию, то это возможно. Когда вы приходите устраиваться на работу в агентство, прежде всего надо показать, что вы что-то имеете на руках, умеете сделать материал на заданную тему. Обычный человек, который просто пробовал себя в репортажной фотографии, в агентстве не будет иметь полный набор работы: по политике, по социальной сфере, по музыкальной сфере. Это и не потребуется. Вы приходите с тем, что у вас есть. В Москве имеется возможность охватить самые разные мероприятия и жизнь простых людей на улице, и концерты, и праздники. Почему-то большинство кандидатов зацикливаются на социальной теме, это слишком узкий подход, попасть на День гнева проще всего. Но надо прекрасно понимать, что кроме вас эту движуху снимают ещё 60 людей с камерами и редактору это всё неинтересно, он уже это видел во всех ракурсах. Редактор просит стрингеров снимать то, что ближе к жизни. В агентствах нехватка обычных стоковых фотографий: пенсионеры, повышение цен и так далее. Такие карточки востребованы. =Покажи нам жизнь, покажи обычные бытовые ситуации!= - и многие заходят в тупик. Надо шире смотреть на обыденные вещи, это актуально.

Фотослужба - это малая часть, вся структура агентства строится из трёх больших блоков, это редактора, фотографы и аналитики. Со всеми придётся сотрудничать, с фотографами - как с коллегами, с аналитиками - как с людьми, которые будут задавать темы для ваших съёмок и с бильд-редакторами - как с людьми, которые будут выпускать ваш материал. И со всеми структурами надо работать как можно плотнее.

Первая структура - это аналитики, они ищут темы, каждый день перебирая целый ворох материалов в периодических изданиях, в пресс-релизах и выбирающие актуальные темы. Они же аккредитуют на мероприятие и дают задание фотокорреспонденту. В задание входят нюансы, которые входят помимо основной тематики, какая-то незначительная деталь может оказаться очень важной. Поэтому от аналитика необходимо получить максимально полную информацию, что нужно сделать (вплоть до выбора точки съёмки). От этого может зависеть успех или провал работы.

После инструктажа вы отправляетесь непосредственно на съёмку. Вы одновременно член команды агентства и самостоятельная боевая единица. На месте события всё ложится на вас. Очень важно работать не только с объектом съёмки, но и с окружающими людьми. Иногда надо раздобыть материал, который имеется у свидетелей, очевидцев, сотрудников государственных служб. Если речь идёт о чрезвычайном происшествии, приходится добывать фотографии, которые сделали очевидцы в момент происшествия, ещё до приезда прессы. И это приходится делать быстрее конкурентов. Время - главный враг фотокорреспондента. Можно преодолеть все препятствия, но время всегда работает против вас. И тут выбор за вами: быстро прислать в агентство наспех сделанные две-три карточки, передающие суть события, или подождать и снять то, что другие не заметили. Картинки должны приходить в редакцию через 20-30 минут после того, как сложилась какая-то тема. Через 40 минут эти картинки уже на ленте, через 50 минут их покупают. Нельзя лениться взять на съёмку лишнее "железо" - ноутбук. Когда произошла авиакатастрофа под Смоленском, мы выехали только с фототехникой, просто не успевали. И в итоге пришлось разрываться между местом происшествия и интернет-кафе. Надо быть полностью экипированным и тогда редакция будет на вас полностью рассчитывать в любой ситуации.

Бильд-редактора отсматривают присланный материал, выбирают и выпускают на ленту. Они также могут кадрировать, красить, подписывать картинки. Но лучше делать всё это самому. Подпись под фотографией очень важна, бильд-редактор не всегда может за пять минут идентифицировать, кто изображён на снимке, уходит драгоценное время. Из-за неподписанных картинок часто возникают конфликты в редакциях.

Темы не всегда определяют в редакции, зачастую фотограф сам предлагает тему, это только плюс фотокорреспонденту. Аналитик что-то упустил, не посчитал важным, посчитал неинтересным - такое бывает. Не бойтесь настаивать на важности найденной вами темы, она может оказаться выигрышной.

У руководящего состава есть критерии, по которым отбираются картинки. Это прежде всего то, что хочет видеть покупатель - конечный потребитель - это газеты, журналы, интернет-порталы. Им нужен конкретный набор картинок - лица, общие планы. Но при этом заказчик может потом позвонить и спросить: =А вот был на мероприятии такой вася Пупкин? Он есть в кадре?= Надо быть внимательным к деталям, которые в итоге оказываются важными и востребованными. Отправляясь на мероприятие, имеет смысл посмотреть, как это уже снимали раньше.

Раньше для меня блог был единственным местом, где я выкладывался, теперь на блоги, на твиттер просто нет времени. У профессиональных фотографов отбор становится более критичный. Все фотографии, которые сделаны, принадлежат агентству, независимо от того, пошли ли они на ленту. На ленту идут 30, остальные 1500 заливаются в архив агентства, они могут быть востребованы позднее. Работы коллег всегда просматриваю, вижу, что я упустил; есть люди, на которых я равняюсь, это большой список. Всегда существует конкуренция не в плане кого-то =подсидеть=, а в плане посоревноваться на уровне карточек. Чем больше конкурентов - тем интереснее, есть спортивный азарт.

Когда мы говорим о репортаже, это не значит, что должна быть документальная съёмка. Нет разделения художественной и репортажной фотографии, достаточно посмотреть работы лауреатов крупных фотоконкурсов. Сейчас требуется сделать красивую картинку с мероприятия, это тенденция для всех ведущих агентств. Цифровая фотография позволяет быть не только информативной, к тому же приходят новые люди со свежим взглядом. Смотришь на такую забойную фотографию и думаешь: как же это снято? Если надо снимать какое-то новое для меня событие, начинаю просматривать фотографии других авторов за день, за два - как это лучше сделать. Если сюжет знакомый - всё равно происходит поиск необычных точек.

Те же марши несогласных проходят уже четыре года и тебя просто заклинит снимать одни и те же карточки. Поэтому народ старается искать какие-то интересные ракурсы. Люди, пишущие в блогах, смотрят, как работают новостники и пытаются перенимать их опыт, репортёр тоже может увидеть в блоге интересный кадр и попробовать сделать так же. Лес камер блогеров мешает репортёрам на съёмке, но тут вопрос, что человек там делает? Если просто бегает на фоне ОМОНа и потом показывает девочкам Вконтакте, какой он крутой - это одно. А если человек хочет чему-то научиться и практикуется, смотрит, как работают корреспонденты - это другое. Блогеры обычно работают максимально корректно, но бывают ситуации, когда приходится объяснять. Меня на задание отправляет редакция - и хочешь-не хочешь, но надо что-то принести, успеть сделать необходимый сюжет, пробившись через эту толпу. Я знаю ребят с телевизионных каналов, мы находим компромиссы. Если фотограф может маневрировать в толпе, то оператор телевидения стоит на стремянке, на плече около 20 килограммов и эту стремянку качают туда-сюда. У них более сложная задача и конфликтных ситуаций практически не бывает. Мы вместе работаем постоянно и со временем притираемся.

Пейзажная съёмка востребована в стоковых агентствах, но это немного другое направление. Им можно отправлять самые разные сюжеты, но там немного другая система оплаты и приёма материала. Но такая возможность есть, карточка может быть куплена не один раз. Стоковый сектор у нас развиается и для начинающего фотографа это подходящий вариант. А что именно снимать - это решать вам.

Владимир Астапкович работал в пуле и, естественно, у слушателей возник интерес к особенностям съёмки первых лиц государства. Президента и Премьер-министра снимают два типа фотографов - личники, которые отдают карточки в пресс-службу Правительства и пуловские фотографы, представляющие крупные издания. Если на опубликованной фотографии нет подписи автора, скорее всего работал личный фотограф. Пуловская съёмка - это долгое ожидание, бывают длительные переезды и перелёты, всё очень жёстко регламентировано. Съёмка может длиться всего десять минут, а на дорогу туда-обратно уходит 18 часов. Что мы делаем во время ожидания? Нет, не бухаем. Отсыпаемся, читаем пресс-релиз, готовимся к съёмке, заняться особо нечем. Процедура досмотра стандартная для мероприятий, на которых присутствуют особо охраняемые лица, пришёл, показал технику.

Американские пресс-службы предоставляют несколько больше свободы. Но это сейчас, при Обаме, фотографии Джорджа Буша довольно скучные. От фотографа здесь мало что зависит, обычно это протокольные съёмки, а неофициальные моменты снимают личники. В СССР у Генсеков были личники, которые снимали персону на рыбалке, на охоте, а сейчас на ленту идёт протокольная съёмка. У американцев плотный контакт пресс-службы с фотографами: удобно ли вам здесь снимать? что вы хотите снять? как вы хотите снять? Конечный результат работы журналиста имеет для них большое значения, пресс-службы сами заинтересованы в красивой картинке.

Яна Лапикова? Эта девушка стала личным фотографом Премьер-министра, новость в своё время неоднократно обсуждалась в блогах и новостях. Многие говорят, что у неё не получались фотографии, но вполне естественно, что она снимает хуже личников, которые работают десятилетиями. Она профессионально растёт, это долгий путь роста, который зависит от желания и способностей человека. В фотографии приходят не только модели, но и юристы, экономисты, я вот по образованию медик. Все эти рассуждения, что человек не справляется, зачем вообще взяли... Я не могу сказать, я её не назначал. Это вообще первая девушка, которая снимает Премьер-министра. Я знаю людей, которых звали на эту должность, но по ряду причин они отказались. Это непростая работа с ежедневными разъездами и съёмка одного и того же лица - это довольно тяжело. Ей предложили - она согласилась. Отсутствие серьёзной профессиональной подготовки тоже может быть плюсом, это отсутствие стереотипов.

Экстремальные съёмки? Вынужденная посадка самолёта в Шереметьево, когда самолёт вылетел с полосы. Мы были на месте уже в шесть утра, через час после падения. Место было оцеплено, но одна бабушка подсказала, как пройти. Была зима, мы по снегу, по сугробам несколько километров шли, избегая милиции и ФСО. В итоге сделали две карточки: нос этого самолёта. А потом нас заметила милиция и пришлось убегать, причём где-то там остался айфон. Самое обидное не это: по пути обратно нам вскоре позвонили ребята и сказали, что через 15 минут всех фотографов поведут на место. Ну и стоило ли бегать?
Страшновато было на одном из первых маршей несогласных, когда милиция ещё не знала, милиционеры жёстко работали, размахивали дубинками. И в Грузии было не по себе: там на протестных акциях фотографы одевают противогазы и каски, потому что полиция использует слезоточивый газ. Я тогда отделался лёгким испугом, а коллеге из "Коммерсанта" досталось, да ещё и технику отобрали. В какой-то момент ты теряешься в этом хаосе: с одной стороны народ бежит, с другой стреляют, тут ещё какие-то непонятные люди в масках.

Алкоголь и съёмку я разделяю очень жёстко. Когда снимаешь, кажется, что креативно, а потом флэшку форматируешь. После работы можно, во время - никогда.

Работа фотографа - это не золотые горы, но на жизнь хватает. Посторонними съёмками сейчас не занимаюсь. Хотя можно поснимать три-четыре корпоратива и эта сумма будет сопоставима с той, что я получаю в агентстве. Но мне это не особо интересно. Конкретные цифры я не могу озвучить, в среднем зарплата агентского фотографа колеблется от 30 до 120 тысяч, в каждом агентстве свои принципы оплаты, это могут быть гонорары, фиксированная оплата, премиальные.

Я просто смотрю на жизнь и далеко не загадываю. Я стремлюсь получать удовольствие, у меня есть друзья, близкие люди, любимая работа и я чувствую себя на своём месте. Хочется, чтобы это ощущение сохранялось, не хочется перегореть. Это приятная усталость. Двух дней отдыха мне хватает, чтобы снова хотелось на работу. А планы? Как говорится, хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Бывают нервные взбрыки, эта работа во многом ограничивает, но я сделал осознанный выбор. Если можешь выдержать такой образ жизни - значит имеет смысл приходить в эту профессию.

Посмотреть фотографии Владимира Астапковича можно здесь:

http://www.flickr.com/photos/93879588@N00/

и http://astapkovich-v.livejournal.com/

-------------------------------------------------
Запись, расшифровка и компиляция текста: Евгений Чесноков