Власти и наркотики: взаимная выгода?
Думаю, что факт: в России практически не осталось никого, кто бы не сталкивался лично с ужасами наркомании – либо друг «подсел на систему», либо в семье у знакомых сын или дочь «скололись», либо родственники не знают, куда еще отдавать отпрыска на лечение. Степень опасности проблемы ясна всем – и властям, и простым людям. Ровно та же ситуация – с алкоголем.
Специалисты и в официальных структурах, и в общественных организациях типа фонда «Страна без наркотиков» Евгения Ройзмана в один голос говорят, что в последнее время характер наркомании поменялся. С героина, который сотрудники милиции и Госнаркоконтроля все же худо-бедно, но научились изымать из нелегального оборота в достаточно больших количествах, молодежь все чаще «садится» на «легальный» дезоморфин, который производится в домашних условиях из вполне законно продающихся в аптеках препаратов. Либо же вовсе переходит на лекарства, пусть и относящиеся к классу опиодных анальгетиков (аналогов морфина), но не входящих в список запрещенных к свободному обороту, а потому торгуемых в тех же аптеках или на квартирах (об этом я уже писал здесь).
Алкологизация также меняет «окрас» – дело уже не только и не столько в водке, сколько в алкогольных коктейлях, особенно совмещенных с энергетиками. Именно на них да на дешевом пиве (которое и пивом-то назвать сложно – либо порошковый концентрат, либо все что угодно, кроме хмеля, солода и воды) «сидит» значительная часть молодежи.
Можно много говорить о борьбе с наркотиками и алкоголизацией населения. Выяснять нюансы меняющегося наркопотребления и особенности предложения отравы. Предлагать новые формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Спорить вокруг конкретных мер и законодательных инициатив. Уточнять минимальную стоимость бутылки водки. А также кричать о близости той или иной фармацевтической компании тому или иному чиновнику. Однако ключ к проблеме в другом. Вопросы наркотиков и алкоголя, вопросы регулирования (или борьбы – кому как нравится) в этой сфере всегда были, есть и будут прежде всего ВОПРОСАМИ ВЫСШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ.
Я не сомневаюсь, что вполне реально за несколько лет в разы сократить трафик героина, марихуаны, амфетаминов, «экстази» и прочих «нелегальных» наркотиков. По большому счету, полицейские методы противодействия оперативниками ФСКН, МВД и ФСБ давным-давно технологически отработаны, информации о конкретных каналах – выше крыши, а уязвимые места системы известны, как и способы их надежно «закрыть». Была бы дана отмашка, выделены реально необходимые ресурсы, прежде всего – людские и материально-технические, а также сняты ограничения на отлов всяческих «блатных» родственников высокопоставленных персон среднеазиатских республик, ввозящих в Россию под прикрытием диппаспортов тонны героина (об этом сотрудники Госнаркоконтроля говорят практически в открытую и уже очень давно).
С «полулегальными» наркотиками, будь то препараты, из которых готовят дезоморфин, разного рода курительные смеси, соли, «спайсы», или же вполне законно продающиеся в аптеках (или незаконно – на квартирах) опиодные анальгетики типа налбуфина или нубаина – дело во многом решается законодательными мерами, вполне несложными и понятными, которые переводят всю эту отраву в разряд незаконной или (в случае с лекарствами) жестко ограничивают их оборот.
С пивом и прочим алкоголем – то же самое. Поганые алкоэнергетики и прочие коктейли в баночках федеральный законодатель легко может запретить к производству и продаже, регламент производства и продажи пива, вин и водки – упорядочить и ужесточить, запретив всякую химию, винные напитки и «порошковое» пиво. В итоге все то дерьмо, что рекой льется с наших прилавков, уйдет на нелегальное положение. Методы борьбы с «нелегалом», повторюсь – ясны, понятны и давным-давно технологически отработаны оперативниками. Была бы дана отмашка.
Подытоживая – по большому счету всем заинтересованным ясно и что делать, и как. На местах и в профессиональных сообществах (местные и региональные власти, общественные организации, врачи, правоохранительные органы) консенсус в этих вопросах давно достигнут. По одной простой причине – люди мрут, как мухи, тысячами. И не где-то «наверху», в «высоких сферах», а в Нижнем Тагиле и Новосибирске, Екатеринбурге и Челябинске, Иркутске и Саратове, тысячах райцентров и поселков… Предложения и законодательные инициативы депутаты разного уровня шлют наверх десятками. Если не сотнями.
Так в чем же дело? Что мешает начать по-настоящему выжигать эту дурь каленым железом?
Скажете, есть проблемы с коррупцией? Конечно есть. Еще какие. Но могу утверждать, что сотрудников Госнаркоконтроля эта зараза поразила в куда меньшей степени, нежели, например, ГИБДД. Причина – наличие идеологии, а точнее – понятного зла, с которым надо бороться. Во всяком случае, я лично знаком со многими операми, которые и пришли-то именно в Госнаркоконтроль потому, что в отличие от какого-нибудь ОБЭПа, где порой черт ногу сломит кто у кого чего украл, здесь есть понятный враг, понятное зло, бороться с которым мечтает каждый мальчишка.
И тут мы возвращаемся к вопросу ВЫСШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ.
Давайте вспомним о том, что главная задача любой власти – сохранить саму себя. А также то, что у нас – всеобщее избирательное право, а значит, есть необходимость «окучивать» пропагандой и другими мерами воздействия подавляющее большинство населения.
Наркоман или тупое спившееся быдло не может являться полноценным избирателем. Он не будет думать, он не будет задавать (даже про себя) власти вопросы, он не будет ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ и уж тем более он не способен на активное и организованное коллективное противостояние власти (законное или нет – не суть важно). Ему бы на бутылку (дозу) найти, ужраться в хлам и забыться на время. До следующей бутылки или дозы.
Вывод – жутковатый: НЫНЕШНЕЙ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ С ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАРКОТИЗАЦИЯ, АЛКОГОЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТУПЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ВЫГОДНЫ. Во всяком случае, в тактической и среднесрочной перспективе. А потому – проще имитировать борьбу с наркотиками, ограничиваясь полумерами, нежели проявлять РЕАЛЬНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВОЛЮ. К тому же хорошие, милые сердцу, «свои люди» в фармкампаниях и алкогольных холдингах денег заработают (дезоморфиновых наркоманов даже в ФСКН называют «детьми Голиковой»)…
Я не верю, что, например, лично Медведев или лично Путин думают именно так и сознательно спаивают и «скалывают» население собственной страны. Я уверен, что лично для них наркотики – безусловное зло. Но политика имеет жуткое свойство – лишать личностных ориентиров и воли даже, казалось бы, самых морально крепких и устойчивых людей. Да так, что они сами этого даже не осознают…