Корпорации Facebook и Google Inc. обяжут осуществлять взносы за использование медиаконтента австралийских СМИ. Соответствующий законопроект в ближайшее время будет рассмотрен в сенате Австралии. Об этом сообщает газета The Australian.
«Facebook и Google заработали миллиарды на своем инновационном бизнесе. Мы же должны найти инновационный способ, чтобы заставить их выплачивать справедливую долю от своей прибыли новостным компаниям, из которых они берут контент», — заявил сенатор от штата Южная Австралия Ник Ксенофонт.
Инициатива сенатора Ксенофонта направлена на обеспечение справедливой конкуренции между традиционными СМИ и IT-гигантами: на сегодняшний день, по данным американской компании Interactive Advertising Bureau, Facebook и Google имеют непрошибаемую монополию на рынке цифровой рекламы.
Доминирование транснациональных IT-корпораций на рынке формирует недобросовестную конкуренцию: они поглощают существующие средства массовой информации, которые более не могут обеспечивать собственное содержание. Очень важно, чтобы Facebook и Google платили справедливую долю налогов — но нам нужна сумма больше, чем налог на сверхприбыль,отметил Ксенофонт.Ранее подобные механизмы поддержки национальных рынков от доминирования IT-гигантов были разработаны в Канаде: местные власти обязали Google и Facebook платить 10-процентный налог с рекламы, а все вырученные средства должны быть потрачены на создание независимого журналистского фонда.
Власти Канады предполагали, что в случае введения такого налога бюджет страны получит дополнительный доход в размере 400 миллионов долларов в год, однако представители руководства Google и Facebook выступили резко против инициативы Министерства наследия Канады, отказавшись выплачивать в казну налог на рекламу.
Аналогичное поведение продемонстрировала «корпорация добра» в Германии: согласно действующему законодательству об авторском праве, поисковик Google и другие алогичные ресурсы обязаны платить немецким издателям за публикации с использованием их материалов в поисковой выдаче. Компания отказалась осуществлять выплаты, заявив, что закон об обязательных платежах для нее не указ.
Корпорация Google неоднократно демонстрировала неуважение и к российскому законодательству. В частности, речь идет о наплевательском отношении к предписаниям Федеральной антимонопольной службы РФ. В смартфонах, работающих на платформе Android, по умолчанию установлена поисковая программа Goоgle, а приложения американского IT-гиганта размещены на приоритетных местах, исключая любую возможность свободной конкуренции.
При этом корпорации проще выплачивать штрафы, чем начать работать по-честному. По мнению одного из основателей российской IT-индустрии Игоря Ашманова, российские штрафы для Google — деньги ничтожные:
Google зарабатывает сотни миллионов долларов в год в России. Да он может каждый месяц этот штраф платить, это ничего не изменит.Исправить сложившуюся ситуацию в IT-отрасли, в которой правила игры задают западные корпорации-гиганты, выдавливая с рынка отечественных производителей программного обеспечения, услуг и технологий, призвана «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017−2030 годы».