Комитет по транспортной политике Санкт-Петербурга объявил конкурс на разработку концепции велосипедных дорожек. По всей видимости, это стало следствием обнародованных твиттов нового губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, который в ответ на вопрос питерской журналистки Ирины Товкалевой о велосипедных дорожках пообещал вплотную заняться этим вопросом.
По правде говоря, инициатива комитета по транспортно-транзитной политике не нова. Еще в 2008 году была разработана концепция развития улично–дорожной сети, которая предполагала строительство велодорожек. Именно в ее рамках 21 сентября во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, в парке Интернационалистов, рядом со зданием районной администрации открылась велодорожка протяженностью 1000 метров.
В ожидании, когда объявят тендер на разработку концепции велосипеда для передвижения по питерским велодорожкам, я порылся в недавних фотолентах и выудил оттуда репортаж с открытия велодорожки в парке Интернационалистов в Купчино (аналог Бутово в Москве), который гармонично дополняют снимки, сделанные через неделю после открытия этой новой транспортной артерии.
Хочется верить, что планируемую господином Полтавченко инициативу не постигнет столь же печальная участь, как и эту велодорожку, которая, кстати, является уже четвертой, открытой в городе с 2008 года.
Итак, 21 сентября во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, в парке Интернационалистов, рядом со зданием районной администрации открылась велодорожка протяженностью 1000 метров.
Прежде всего, стоит отметить необычное расположение дорожки. Она проложена по тротуару, который соседствует с парковочным "карманом" для автомобилей отдыхающих. В результате вылезающие из автомобилей мамаши с колясками летом и лыжники зимой неизбежно создадут помеху движению велосипедистов. Логичнее было бы проложить дорожку по правой стороне тротуара или хотя бы отделить ее от проезжей части полуметровой зоной безопасности с ограничительными столбиками, как это делают в Европе, куда так любят ездить наши партийные деятели для обмена опытом.
Хотя, наверное, для обмена опытом достаточно просто посмотреть фотографии в интернете или осведомиться у регулярно посещающих Европу велотуристов, благо большинство членов крупнейшего в Европе велотуристического клуба - питерцы.
В прошлом году датчане, отчаявшись ждать от нас подвижек, даже сами привезли к нам Велосипедного посла Европы, господина Кристиансена, который жаждал поделится опытом успешного и грамотного создания велодвижения в стране. Но, видимо, все его усилия ушли в ту же черную дыру, в которой пропала пара десятков ситибайков, подаренных городу Данией для организации на их основе сети прокатов велосипедов для туристов.
Кстати, в связи с исчезновением этих велосипедов и провалом так и не начавшейся городской программы по открытию сети велопрокатов ситибайков, на недавно прошедшем в Петербурге велопараде в честь Дня Европы принимавшие в нем участие консульские делегации были вынуждены брать у коммерческих фирм в прокат горные велосипеды, предназначенные для активного загородного туризма, и смешить толпу на Невском, рассекая на этих внедорожниках, будучи одетыми в костюмы для торжественного приема.
Но вернемся к нашей велодорожке. В ее конце обнаружилась велостоянка, ничем не прикрепленная к земле. Через неделю ее уже не было, так что либо это был временный антураж для прессы на момент мероприятия, либо ее банально украли. Слева можно заметить флаг магазина спорттоваров, который, видимо, является одним из спонсоров проекта.
Кстати, о финансировании. "Финансирование создания этой дорожки – совместный проект администрации района, Комитета по транспортно-транзитной политике и велосипедных организаций, расположенных в районе", - заявил пресс-секретарь районной администрации.
Помимо знака, начало велодорожки было обозначено вот такой разметкой на асфальте. Запомните этот кадр, в конце материала будет фотография этого же места, сделанная спустя семь дней.
Некоторое недоумение у меня вызвало отсутствие знака, обозначающего конец велодорожки. Вот что ответил на это пресс-секретарь: "Проект пилотный. Все недоработки будут устранены к новому велосипедному сезону. Уверен, что весной 2011 года ситуация и здесь, и на других велодорожках – в Яблоневом саду, на Софийской улице и на новых объектах – будет изменена".
Очевидцы говорят, что разметка наносилась прямо поверх луж. На мой вопросы "С какой переодичностью планируется подновлять дорожную разметку на велодорожке?" и "Заложены ли эти траты в бюджет на следующие года?", пресс-секретарь ответил, что ее будут обновлять по мере необходимости и в зависимости от погодных явлений.
Стоит также заметить, что велодорожка стоит на балансе садово-паркового хозяйства Фрунзенского района.
Нетерпеливые велосипедисты обновили дорожку еще до официального ее открытия, оставив след своего в истории.
Перед открытием на знак, установленный приблизительно в середине велодорожки, рядом с пешеходным переходом, который ведет к зданию районной администрации, натягивают мусорный мешок.
Кстати, я спросил у пресс-секретаря, какая работа ведется с населением района, чтобы разъяснить значимость велодорожки и предотвратить несчастные случаи, вызванные прогулками пешеходов по отведенной для велосипедистов части тротуара. Вот его ответ:
"В настоящее время в разработке у молодых дизайнеров – сотрудников арт-пространства "Факел", расположенного в Купчино, - уже имеется проект интерактивных информационных стендов. Также профилактическая работа будет проводиться и в социальных сетях Интернета, где активно представлен Фрунзенский район".
А вот завершающая часть велодорожки, вид на Софийскую улицу. Нельзя не заметить неровности дорожного покрытия, но пресс-секретарь уверил меня, что работа по решению этой проблемы идёт, и Администрация района, и Комитет по транспортно-транзитной политике готовят проекты.
Терентий Мещеряков - самый молодой глава района в Санкт-Петербурге.
И вот новая велодорожка торжественно открыта.
Терентий в компании парочки велосипедистов совершает торжественный заезд по новой велодорожке. Так и хочется крикнуть вслед: "Мы не в Лондоне, у нас правостороннее движение!", но зачем нарушать торжественность момента?
Доехав до конца велодорожки, пелотон развернулся назад, и... что я вижу?! Глава района едет по тротуару, а не по свежеоткрытой полосе для велосипедного движения. Какой плохой пример для молодежи! Надеюсь, режиссеры местного телевидения, которое снимало это мероприятие, вырезали столь постыдный момент из эфира. А два других велосипедиста видимо уже поддались дурному влиянию, и начали ехать по встречке.
С той знаменательной даты прошла ровно неделя, и нелегкая репортерская судьба вновь занесла меня на юг Петербурга. Пользуясь случаем, я решил заглянуть на велодорожку, дабы оценить насколько востребована она у жителей района. Первым, что я увидел, выйдя из парка, был несущийся по ней паркетник Т200УМ 98RUS с российским флагом под стеклом, на котором написано "ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Видимо, среди пользователей велодорожки популярны автомобили LandCruiser. Следующим авто, от которого я еле увернулся, выйдя на тротуар, по которому пролегает велодорожка, тоже был тойотовский паркетник. Кенгурятник, наверное, для того, чтобы хрустиков подминать.
Страшно подумать, что бы было, если бы из-за кустов парка выкатился малыш, увидевший велодорожку и поспешивший по ней прокатится.
"Хотелось бы, чтобы именно вдоль парка Интернационалистов, который, скорее всего, уже в ближайшее время станет отличной рекреационной зоной, проходила такая велодорожка", - заявил в интервью пресс-секретарь администрации.
Название автомобиля подталкивает водителя немного помесить грязь на газоне, лавируя между пешеходов.
Я поинтересовался у пресс-секретаря администрации района: "Осведомлены ли сотрудники ГИБДД фрунзенского района о появлении такого объекта [велодорожки] на их территории? Планируют ли они посещать этот объект для профилактики дорожно-транспортных происшествий и устранения нарушений?"
Ответ был таким: "Такая работа уже проводится районным отделом и образовательными учреждениями района".
А вот, что стало за прошедшую с момента открытия велодорожки неделю с разметкой. Напомню, что подновлять разметку на велодорожке планируют "по мере необходимости". Т.е. видимо 52 раза в год. Ведь навряд ли администрация района и комитет по транспортно-транзитной политике при утверждении этого пилотного проекта рискнули разрешить использовать краску, не подходящую по ГОСТу для дорожной разметки. Наверное, все же там столь интенсивное велодвижение, что краску стерли в столь короткие сроки.
Это место запечатлено на четвертом фото. За семь дней от знаков остались только контуры.
Присутствуют и некоторые неровности асфальта, но уверен, они будут устранены в ближайшее время, чтобы велосипедисты могли безопасно передвигаться по этой замечательной велодорожке.
Чтобы вы не подумали, что я там намеренно вылавливал те два джипа, вот вам еще кадр. По этому тротуару рискуют передвигаться не только люди на кредитных паркетниках, но и пацаны на конкретных зубилах.
И как это ни странно, находятся любители рискнуть здоровьем своих детей, прогуливаясь по велополосе.
Но, видимо, это все же стадный инстинкт и дурное влияние толпы. А может, действительно эти люди не ходили в школу и не знают ПДД?
Тут я даже комментировать ничего не буду. Он видел, что его снимают, у него был шанс в этом месте свернуть в сторону проезжей части и съехать в районе пешеходного перехода. Но он продолжил ехать прямо на меня. Вообще выражение лиц автолюбителей, которых ловят в прицел фотоаппарата в момент совершения правонарушения, удивляет. Как будто они играют в игру "каменные лица".
Я счастлив, что шесть лет назад покинул этот район и уехал с детьми в область, где меньше опасаюсь за их жизнь, и где пока что есть места в дремучих лесах, куда не добрались бешеные маршрутки. А ведь в 2005 году я прогуливался по этому парку с коляской и подумать не мог, что через несколько лет ситуация в районе станет настолько ужасающей.
Последствия непрерывного автотраффика заметны на газонах.
Очень заметны. Где же полицейские на велосипедах, которых этим летом представляли прессе? Где ГИБДД, проводящее профилактику нарушений? Ведь едва ли это проблема возникла именно в тот день, когда я там появился.
Возвращаясь к теме, поднятой в самом начале этой статьи, к сожалению, ввиду близости промзоны, карман, прилегающий к велодорожке, используют не только отдыхающие в парке люди, но и дальнобойщики в качестве ремзоны. На месте велосипедистов, я бы был неприятно удивлен, если бы мне под колеса из-под грузовика вынырнул мужик с отверткой.
Ну, и отдельным пунктом, конечно, стоит упомянуть поведение хозяев велодорожки - велосипедистов. Вообще, по ПДД велодорожка является дорогой общего пользования, и выезд на нее детей до 14 лет запрещен. Но в нашем городе, прокладывая велодорожки в парках, их пытаются позиционировать как спортивный объект для рекреационного катания. В результате чего на существующих велодорожках уже который год существует две группы катающихся: спортсмены, развивающие скорости до 60 км/ч, и дети, рассекающие на трехколесных велосипедах (это если забыть о роллерах, лыжероллерах, бегунах!). И если первые знают элементарные правила поведения за рулем и методы обгона, а потому сигнализируют руками о маневрах, то вторая группа, к которой, увы, относятся и некоторые достаточно взрослые велолюбители, своим поведением на дороге, зачастую, становится виновником таких вот ДТП.
31. Обидно, что многие велосипедисты своим поведением подают окружающим плохой пример. К сожалению, до тех пор, пока это будет продолжаться, какое бы ни было построено количество велодорожек в нашем городе, велосипедное движение останется таким же травмоопасным и непривлекательным для многих видом передвижения.
© Павел 'PaaLadin' Семёнов для Ридус-Ньюс.
© Клуб ВелоПитер
Использовать материал в СМИ разрешается при сохранении целостности и иллюстраций, а также авторских копирайтов с активными ссылками в конце статьи, в противном случае необходимо до публикации согласовать редакторские правки с автором.