На днях Министерство культуры определилось с проектом списка ста российских фильмов, рекомендованных к просмотру и обсуждению на школьных факультативных занятиях. Сама сотня особых вопросов не вызывает, хотя наравне с многочасовой сагой «Война и мир» в нее вошел, допустим, десятиминутный «Ёжик в тумане». Но удивляет то, что до сих пор остаются непроясненными детали будущих показов: где школьники будут смотреть кино, на каких носителях и за чей, собственно, счет.
Напомним предысторию вопроса. О том, что предмет «Киноискусство» должен появиться в рамках среднего образования, говорят давно и многие. В пример можно привести хотя бы режиссера Сергея Соловьева, который десять лет назад организовал в Сибири фестиваль «Дух огня» - и сразу уговорил руководство «Мосфильма» подарить Ханты-Мансийской школе его «Золотую коллекцию». У нас на руках, правда, нет результатов того «эксперимента» (состоялся ли он вообще и если состоялся, то как всё прошло), но цель была благая: показать юному поколению лучшее, что имеется в отечественном кинематографе.
Но что там Соловьев! Еще в 1962-м году – то есть за 50 лет до нынешних событий! – журнал «Советский экран» устроил на своих страницах бурное обсуждение аналогичного вопроса, озаглавленное пламенным призывом: «Киноклассику – на экран!». Вот дословная цитата: «Редакция получает многочисленные письма, в которых говорится о том, что зрители нигде не могут увидеть лучших произведений русской и советской кинематографии, что нашей молодежи они вовсе неизвестны. Журнал считает, что вопрос, поднятый кинозрителями, очень важный. К нему должно быть привлечено внимание нашей общественности – комсомола, педагогов, работников Союза кинематографии, Бюро пропаганды советского киноискусства». Признанный классик Виктор Шкловский писал страстные строки: «…Наш зритель не видит классической советской кинематографии. Поэтому он современную кинематографию воспринимает с провалом, ему нет пути к познанию форм, особенностей великой советской кинематографии. {…} Кинематография обладает огромной воспитательной силой, и нельзя прятать от народа подвиги, которые совершены для него».
Общественность горячо поддержала предложение журнала. «Это мое счастье, - писал в редакцию читатель, - что я в свое время видел некоторые из лучших старых фильмов. Они запомнились на всю жизнь. Почему их лишен сегодняшний зритель?» Простой учитель выражал полную уверенность: «Не сомневаюсь: курс основ искусства в будущем войдет в программу средней школы». И казалось – правящие силы откликнулись: свои выводы сделали Министерство просвещения РСФСР, ВЦСПС, Бюро пропаганды Советского киноискусства СРК СССР, а Коллегия Министерства культуры вынесла постановление, направленное «к решению коренных вопросов продвижения киноклассики к массовому зрителю».
Результат был: в стране активно действовала сеть кинотеатров повторного фильма, работали киноклубы. Но не свершилось главного: кино так и не закрепилось в школьном расписании. И вот спустя полвека история повторяется. На сей раз с меткой подачи председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова, летом прошлого года вновь озвучившего давно витающую в воздухе идею. На Круглом столе, посвященном развитию национального кинематографа, он произнес: «…Я считаю, что в школах должны быть введены уроки – сто лучших фильмов мира, которые должны быть в программе {…}. Чтобы с 6-7 класса дети понимали, чтобы им объяснили это, чтобы они хотя бы увидели это. Ведь они этого нигде и никогда не увидят. Нужно усилие».Только-только пришедший в большую власть Владимир Мединский моментально откликнулся: «Это очень хорошая идея – она практическая, понятная и очень быстрореализуемая. Самое главное, чтобы была методика отбора».
Обмен репликами и последовавшая вслед за этим бурная реакция в СМИ и блогосфере свидетельствовали о том, что и общество и власть вновь созрели для обсуждения этой темы. Многие, впрочем, тут же принялись всё сводить к тому, что «Михалков вновь всех хочет подмять под себя», - что и несправедливо, и неумно. Потому как Михалков Михалковым, а кино и правда заслуживает особого изучения. Ведь тот шлак, которым наполняется наш сегодняшний кинопрокат, к киноискусству имеет разве что самое далекое отношение.
И вот в сентябре началось открытое голосование, в ходе которого каждый желающий имел возможность предложить свою тройку лучших фильмов как отечественного, так и зарубежного производства. «Получившийся в итоге список, - сообщается на сайте Минкульта, - откорректировали специалисты НИИ Киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов». После чего решались вопросы с правами; так как «права на показ зарубежного кино получать сложнее и дольше», сотня иностранных фильмов будет озвучена позднее. Поэтому первый результат первого этапа работы – обнародованный проект списка «100 фильмов» в алфавитном порядке. Изучить его можно пока самостоятельно – более пристально мы его рассмотрим, возможно, позднее.
Пока же остановимся на вопросах «практической реализации идеи факультативного урока кино»: «кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия»? Минкульт на этот счет пишет, что это уже относится уже «к компетенции Минобрнауки России». Легко сказать! Однако есть опасение, что именно эти «мелочи» погребут под собой все предыдущие действия.
Самый важный вопрос: уроки кино будут проходить по аналогии с уроками литературы или истории? Колоссальная же разница. Совершенно не ощущаемая, судя по всему, министром культуры, который считает: «Никто лучше учителя истории не проведет урок по фильму «Александр Невский» или учитель литературы - по «Анне Карениной» (конец цитаты). Но это же бред! Из которого выходит, что «Андрея Рублева» будут изучать на уроках рисования, «Веселых ребят» - на занятиях по музыке, «Девять дней одного года» - на физике, а «Берегись автомобиля» - что, в театральном кружке?! В случае с кино сравнение с уроками по литературе и истории возможно в одном лишь плане: фильмы будут разбираться и осмысляться – или ученики только и будут, что запоминать имена и даты? Во всем остальном законы кино не схожи с принципами других, уже существующих школьных предметов.
Но не менее важны проблемы и чисто технического свойства: а где кино смотреть? В каждой школе будет кинозал? Или в классах поставят по телевизору? Или всех поведут в ближайший кинотеатр на специально организованный сеанс? Или тупо дадут домашнее задание – и каждый будет выкручивается по мере возможностей?.. Хотя интереснее даже другое: за чей счет гуляем? Сможет ли государство обеспечить полным комплектом образовательного курса ВСЕ школы – которых в нашей необъятной стране превеликое множество? Скажем откровенно: есть сомнения. Хотя если даже сможет – кто-то обеспечит себя крупнейшим госзаказом (и мы почему-то сразу догадываемся, кто). Но велика вероятность того, что бремя затрат опять ляжет на плечи родителей. Что ж, будем надеяться, что нас не заставят покупать комплект из двухсот дисков для каждого школьника. Ведь всё то же самое можно безболезненно скачать – и заметно сэкономить.
Но может быть, стоит вообще вывести весь проект за рамки физических носителей и полностью уложить его в виртуальном пространстве? Сделать, допустим, серьезный портал, где был бы представлен весь курс, вся образовательная часть: лекции, биографии, справки, фотоматериалы, фрагменты (не все ведь картины обязательно на данном этапе смотреть целиком, достаточно просто знать о их существовании), сама обозначенная «сотня». Подобный проект уже был однажды осуществлен энциклопедией «Кирилл и Мефодий» - его вполне можно было бы взять в качестве если не основы, то примера. К тому же можно вспомнить, что теперь у нас будет цифровое телевидение! Если не канал «Культура», то намечающееся общественное ТВ вполне могут стать для подобной затеи отличной площадкой. А если рассматривать вопрос шире, по-настоящему, в государственном масштабе, то для двух сотен лучших фильмов целесообразно было бы выделить и собственный телеканал – где они (наряду с поясняющими лекциями) постоянно бы и крутились. Конечно, подобные каналы во множестве присутствуют в спутниковых пакетах. Но их беда заключена в том, что на один «золотой» фильм там приходится десять «серебряных», сотни две «бронзовых» и масса чугунных. Канал, где показывали бы только "золото" (с повторами и «внеклассным» чтением), мог бы существенно обогатить существующее у россиян представление о настоящем кинематографе.
Утешает во всем этом разве что то, что хуже уже определенно не будет. Проверьте себя: сколько фильмов из предложенной сотни вы видели сами? И после этого уберите еще по меньшей мере две трети – и даже тогда не факт, что получившаяся цифра точно отразит насмотренность нынешних детей (насмотренность-то есть, только по части голливудских хитов и мультфильмов). Так что чем спорить - посмотрим, как справятся с решением всех острых вопросов чиновники.
См. также: