Кино

Во Франции открылся 68-й Каннский кинофестиваль

1 344

Берлинская эйфория прошла: если зимой наши фильмы были заявлены на одном из крупнейших международных фестивалей едва ли не в каждой программе, то нынче киноманам нет для радости никакого особенного повода. То ли каннские отборщики оказались к нам куда строже, то ли сами режиссёры проглядели дедлайн, но только больших премьер мы на сей раз не представим — и болеть, получается, нам не за кого.

Хотя, конечно, две студенческие короткометражки в программе «Cinefondation» — это тоже довольно значимая победа: пусть «взрослые» кинематографисты слегка оплошали, зато молодёжь идёт правильным курсом. Так что стоит пожелать удачи и Марии Гуськовой (Высшие курсы сценаристов и режиссёров), которая привезёт в Канны «Возвращение Эркина», и Максиму Шавкину (Московская школа нового кино), который за свои «14 шагов» прошлым летом уже получил приз Московского фестиваля. Судить конкурс короткого метра будет жюри под председательством режиссёра Абдеррахмана Сиссако, ему помогут актёр Даниэль Ольбрыхский, актрисы Сесиль де Франс и Жоана Хаджитомас, режиссёр Ребекка Злотовски.

Ещё три картины советского периоды представлены в ретроспективной подборке недавно отреставрированных лент. Для «Каннской классики» отобрали две серии «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна (1944−1945) и комедию Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964). Остальные как официальные, так и параллельные фестивалю программы, повторим, пройдут без российского участия.

Как уже известно, главную режиссёрскую сборную нынешнего года составили девятнадцать имён: сперва каннский оргкомитет огласил семнадцать, потом прибавил к ним ещё два. Двое конкурсантов на фестивале уже побеждали: «Золотая пальмовая ветвь» есть и у Гаса Ван Сента (в этом году он покажет «Море деревьев»), и у Нанни Моретти («Моя мать»). Вторая по значимости каннская награда — Гран-При жюри — есть уже и у Жака Одиара («Дипан»), и у Маттео Гарроне («Сказка сказок»); понятно, что новый забег для них — шанс улучшить прежнее достижение.

Впрочем, как и для всех остальных: каннские призы разного уровня уже получали предыдущие фильмы Цзя Чжанкэ («И горы сдвигаются с места»), Паоло Соррентино («Молодость»), Хирокадзу Корээда («Дневник Умимати»), Йоргоса Лантимоса («Лобстер»), Тодда Хейнса («Кэрол»), Майуэнн («Мой король», фамилия режиссёра — Ле Беско — в каталоге не значится), Мишеля Франко («Хроники»), Джастина Курзеля («Макбет») и Хоу Сяосяня («Убийца»).

Однако былые достижения одних порою меркнут с новыми успехами прочих — поэтому ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов тех, кому Канны ранее не улыбались. Дени Вильнёв («Наёмница»), Валери Донзелли («Маргарет и Жюльен»), Стефан Бризе («Закон рынка»), Йоаким Триер («Громче, чем бомбы»), Гийом Никлу («Долина любви») и единственный в конкурсе дебютант Ласло Немеш («Сын Саула») — все они в равной степени могут рассчитывать сегодня на победу. Хотя уже само участие в данном конкурсе — победа, так как внимание к этим фильмам будет приковано не только в фестивальные дни, но и много позже, по мере того, как они будут выходить в международный прокат.

Впервые председательское место большого конкурса занимают два человека — что не удивляет просто потому, что по отдельности их и невозможно представить: Джоэл и Итан Коэн давно уже вошли в историю мирового кино именно как братья Коэны. Также в жюри попали режиссёры Гильермо дель Торо и Ксавье Долан, актрисы Софи Марсо, Сиенна Миллер и Росси де Пальма, актёр Джейк Джилленхол и певица Рокия Траоре. Незадолго перед церемонией открытия фестиваля они провели традиционную пресс-конференцию, на которой традиционно ничего существенного сказано не было: «Мы счастливы…», «Для меня огромная честь…», «Фестиваль — это праздник кино». Упуская прочее, приведём единственную цитату — из выступления Ксавье Долана, лауреата прошлого года:

Этот фестиваль дал мне очень много. Сегодня я прибыл сюда в качестве поклонника кино. Моя роль в этом жюри — защищать то, что меня трогает.

Открылся 68-й Каннский кинофестиваль французским фильмом «С высоко поднятой головой», в котором показаны двенадцать лет из жизни юного правонарушителя, впервые попавшего под наблюдение соответствующих органов в шесть — и так и не сумевшего исправиться до восемнадцати. Автор картины Эмманюэль Берко уверяет, что готовилась к съёмкам более чем тщательно, проведя огромную исследовательскую работу:

Меня поразили две вещи в воспитательных центрах: немая жестокость, бурящая и гнетущая, если ты не привык к этому миру, и, с другой стороны, терпение, вера, преданность своему делу людей, которые занимаются с этими подростками, стараются их перевоспитать, успокоить, уравновесить, направить их энергию в нужное русло. Для меня это было настоящее открытие. Я не знала, что с несовершеннолетними правонарушителями столько работают.

Главную роль в ленте исполнил ещё никому неизвестный Род Парадо, из звёзд же здесь задействованы Бенуа Мажимель, Сара Форестье и своеобразный символ Каннского фестиваля, его постоянная участница Катрин Денёв.

Завершится фестиваль 24-го мая.