Каннский конкурс традиционно собирает самые сливки — те фильмы, что в будущем вполне могут получить статус незыблемой классики. Тем приятнее, что нынче здесь — сразу две картины на русском языке.
И Андрей Звягинцев («Нелюбовь»), и Сергей Лозница («Кроткая») принимают участие в престижнейшей конкурсной программе уже в третий раз, при этом фильмы первого ранее были отмечены наградами жюри за лучшую мужскую роль («Изгнание») и за лучший сценарий («Левиафан»), тогда как у второго пока есть только вручаемый критиками приз ФИПРЕССИ (за картину «В тумане»). У обоих имеются каннские награды и иного достоинства, так что со всей уверенностью можно сказать: это режиссёры, которых на фестивале знают, помнят и наверняка любят.
Кадр из фильма «Кроткая»
Тем обиднее, что их новые работы представляют нашу страну постольку поскольку: обе они сняты без привлечения государственного финансирования. «Кроткая» к тому же — копродукция целого ряда государств, где помимо России — Франция, Германия, Нидерланды, Латвия и Литва. Зато это экранизация одноимённой повести Фёдора Достоевского, разве что действие перенесено в современную тюрьму.
«Нелюбовь» тоже снимали при участии Франции, Бельгии и Германии. Три года назад «Левиафан» закрывал конкурсную программу, новая лента Звягинцева её в этот раз открывает. Принято считать, что это очень почётно: мол, сразу задаётся тон на весь фестиваль. Оценивать ленту, впрочем, будут не только как самостоятельное произведение, но и в контексте — так что говорить о её шансах на приз пока что определённо рановато. Но они, разумеется, есть, — тем более что (по слухам) над фильмом определённо витает дух великого Ингмара Бергмана.
Трейлер фильма «Нелюбовь»
Конкуренция будет серьёзная. Три раза «Золотую пальмовую ветвь» не получал ещё никто, но это не значит, что Михаэль Ханеке, обладатель двух высших призов за «Белую ленту» и «Любовь», не в силах пойти на рекорд. В конкурсе — его «Хеппи-энд» с Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньяном, Матьё Кассовицем и Тоби Джонсом.
Хотя Ханеке, которому в марте исполнилось 75 лет, на фоне всех остальных имён выглядит определённо динозавром; вровень с ним по возрасту — только 73-летний Жак Дуайон («Роден»). Все прочие конкурсанты — сильно, сильно моложе. Большинство из них принадлежит к одному поколению со Звягинцевым и Лозницей, точно так же известны в кинематографическом мире, — и в равной, надо полагать, степени мечтают о Главной награде. И пусть у Мишеля Хазанавичуса («Молодой Годар») уже есть «Оскар», у Софии Копполы («Роковое искушение») — «Золотой лев», а у Фатиха Акина («Из ниоткуда») — «Золотой медведь», но победа в Каннах — она совершенно иного уровня.
Кадр из фильма «Хэппи-энд»
Всего в конкурсе — девятнадцать названий. Помимо уже упомянутых, это картины Франсуа Озона («Двуличный любовник»), Тодда Хейнса («Мир, полный чудес»), Наоми Кавасе («Сияние»), Йоргоса Лантимоса («Убийство священного оленя»), Ноа Баумбаха («Истории семьи Майровиц»), Корнела Мундруцо («Лишний человек» с отчасти нашим Мерабом Нинидзе), Пон Джун-хо («Окча»), Хон Сан-су («На следующий день»), Линн Рэмси («Ты никогда здесь не был»), Рубена Эстлунда («Квадрат»), Робина Кампилло («120 ударов в минуту»). Самые молодые участники программы — и её «тёмные лошадки» — Бэн и Джошуа Сэфди, которые представят ленту «Хорошее время».
Трейлер фильма «Роковое искушение»
На актёрские призы в то же время могут претендовать Жаклин Биссет и Эмма Томпсон, Тильда Суинтон и Дженнифер Джейсон Ли, Дайан Крюгер и Адель Энель, Алисия Сильверстоун и Эль Фаннинг, Николь Кидман и Колин Фаррелл (они вообще вместе сыграли в двух конкурсных картинах), Пол Дано и Джейк Джилленхол, Роберт Паттинсон и Хоакин Феникс, Джулианна Мур и Мишель Уильямс, Луи Гаррель и Жереми Ренье, уже премированные в Каннах Кирстен Данст, Беренис Бежо и Венсан Линдон, великий и неповторимый Дастин Хоффман и даже Адам Сэндлер с Беном Стиллером.
Решать их судьбу будет не менее представительная компания. Жюри возглавил великий испанец Педро Альмодовар (сам, кстати, в Каннах никогда не побеждавший), вместе с ним распределять награды будут режиссёры Паоло Соррентино (Италия), Аньес Жауи (Франция), Пак Чхан-ук (Южная Корея), Марен Аде (Германия), французский композитор Габриэль Яред, китайская актриса Бинбин Фань и голливудские звёзды Джессика Честейн и Уилл Смит.
Кадр из фильма «Молодой Годар»
О том, что в главный конкурс отбираются не просто лучшие из лучших, а только лучшие из лучших с действительно достойными того работами, можно судить уже по тому, что ранее побеждавший здесь Лоран Канте нынче попал только в программу «Особый взгляд», а такой давний любимчик Канн, как Брюно Дюмон, — вообще только в «Двухнедельник режиссёров».
Тут необходимо упомянуть, что в «Особом взгляде», втором по значимости конкурсе Канн, также есть фильм из России: «Теснота» 26-летнего дебютанта Кантемира Балагова, выпускника режиссёрской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете. Известно, что основана эта картина на реальных событиях, случившихся с еврейской семьёй, проживающей на Северном Кавказе.
Трейлер фильма «Теснота»
В числе других событий юбилейного Каннского фестиваля — премьера первых серий нового сезона «Твин Пикс» от Дэвида Линча, снятый в формате «виртуальной реальности» фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок», неожиданный режиссёрский дебют 80-летней Ванессы Редгрейв («Морская печаль»), внеконкурсная премьера от Романа Полански («Основано на реальных событиях») и даже короткометражка Кристен Стюарт «Пойдём поплаваем». А откроют смотр «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена.
70-й Каннский кинофестиваль продлится до 28 мая.